Принципы и задачи валютного регулирования

Тема 16. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю валютных операций, установлению валютного контроля и воздействию на валютный курс, а также ограничению использования иностранной валюты. На валютное регулирование в разное время оказывал влияние целый ряд факторов политико-экономического и правового характера. Еще во времена Киевской Руси было хождение иностранных денег. Так, киевские князья требовали от завоеванных территорий уплаты налогов иностранными монетами, а Новгород и Псков в торговле с соседями рассчитывались наряду с рублями литовскими и немецкими серебряными монетами. Уже в XIV—XV вв. на Руси вводились ограничения в отношении иностранной валюты, но на протяжении длительного периода времени (вплоть до 1923 г.) валютные ценности постоянно находились в обращении на всей территории государства. Ограничения или запреты на осуществление валютных операций вводились только при кризисных явлениях. В советский период сделки с валютными ценностями для частных лиц были запрещены, а валютное регулирование подменялось прямым административным управлением и контролем.

Изменение политического режима в России, расширение внешнеэкономической деятельности потребовали правового регулирования оборота иностранной валюты. 9 октября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако данный закон носил рамочный характер, практически каждая его норма наполнялась конкретным содержанием лишь с помощью многочисленных (около 300) и противоречащих друг другу нормативных актов. 10 декабря 2003 г. был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный решить накопившиеся проблемы и более четко урегулировать функционирование валютного рынка и обращение иностранной валюты. В законе были сформулированы принципы валютного регулирования. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип приоритета экономических мерпри реализации государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим (как было в бывшем СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот (в том числе налоговых), разрешение открытия счетов в банках за рубежом, целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, и др. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой. Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращения валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития).

Принцип исключения неоправданного вмешательства государстваи его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции.

Единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерацииозначает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроляпредполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливает и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентовпри осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Составными частями (элементами) валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Валютный курс— это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

Различают два вида валютного курса: биржевой (гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках, т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный курс вытекает из установленного международными организациями или государством валютного паритета, обменного соглашения. Валютный паритет представляет собой твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка формирует валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Валютное регулирование осуществляется специально уполномоченными органами государства. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.