Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса – категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, показывающая, как поведут себя покупатели при изменении цены в ту или иную сторону.
Эластичность спроса по цене — процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса.
Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос. Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса (отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах):
Ed = или
где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене
Q – объем спроса на товар
P – цена товара
Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаницы, неизбежной при абсолютных измерителях, и построить единый показатель для всех случаев.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.
Принято различать 5 вариантов ценовой эластичности спроса:
1)эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает (Ed=) Ed
;
2)единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж (Ed=;
3)неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж(Ed=;
4)совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed=;
1)бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed=;
2)
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, некоторых продуктов питания (например, черной икры) и т.п. и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — хлеб, картофель, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт и т.д.
Эластичность связана с использованием товаров-заменителей: если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен и наоборот. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.
Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 1).
EDp= |ΔQ/Q| /(ΔP/P) = - (ΔQ/ΔP)x(P/Q).
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:
EDp = - (ΔQ/ΔP)x(P/Q) = - (Q2 – Q1)/(Р2 –Р1)× [0,5(Р2 +Р1) / 0,5(Q2 + Q1) = - (Q2 – Q1) )/(Р2 –Р1) × [(Р2 +Р1) /(Q2 + Q1)]
Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до ∞ (в точке D2) (рис. 5.24).
![]() |
Давая графическую интерпретацию эластичности, обратим внимание на то, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса. А чем он меньше, тем более круто падает кривая.
![]() | |||
![]() | |||
а) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);
б) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны);
в) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как:
1)незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом;
2)значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров;
3)удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета — неэластичны;
4)временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.