Основные положения неоэволюционизма

✓Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма - что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
✓Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
✓При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
✓Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений
✓Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно
✓Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии


ТЕОРИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности.

Так, напр., древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет; в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19, и 8 лет; древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и др. разработали учение о цикличности политических режимов власти.

В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Халдун(1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость.

В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии:

1) анархия и дикость;

2) порядок и цивилизация;

3) упадок цивилизации и возврат к новому варварству.

При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т.е. движение идет по восходящей спирали.

Русский философ и социолог Н.Я.Данилевский(1822-1885) в книге «Россия и Европа» представил человеческую историю разделенную на отдельные «историко-культурные типы» или цивилизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии

• зарождения,

• возмужания,

• дряхления

гибели.


 

Как и все исторические концепции, циклические теории опираются на аналогии с известными явлениями повседневной жизни. В частности, П.Штомпка отмечает наличие

астрономических циклов: день и ночь (работа и сон), фазы луны (приливы), времена года;
биологических циклов: рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть;
политических, экономических и социальных циклов: правительства приходят и уходят, за упадком следует подъем, периоды процветания сменяются кризисами;
циклов повседневной жизни: ежедневный ритм семейных событий, недельный ритм рабочих и выходных дней, годовой ритм праздников и дней отдыха.

Продолжительность цикламожет быть короткой или длинной, и измеряется она не абсолютно, а лишь в зависимости от типа рассматриваемых процессов.

• В биологии жизненный цикл бабочки может считаться коротким по сравнению с циклом кита.
• В социологии дневной цикл семьи - короткий, а цикл жизненной карьеры - длинный.
• В экономике производственный цикл автомобиля короткий, а корабля - длинный.
• В политике цикл парламентских сессий короткий, цикл (срок) переизбрания - длинный.

Выделяют малые циклы - прежде всего период активной трудовой деятельности данного поколения, в среднем около 35-40 лет (с начала трудовой деятельности в 20 лет до пенсионного возраста в 55-60 лет). Если за полный цикл происходит физическая смена поколений, то названный малый цикл означает смену поколений в жизнедеятельности общества.

Особое внимание специалистов в области социальных наук привлекаетциклический характер изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, речь идет о т.н. больших циклахилидлинных волнах.

Выдающийся вклад в разработку этой проблемы внес русский экономист Н.Д. Кондратьев, репрессированный в 1930-е гг. Н.Д.Кондратьев дал описание трех больших циклов подъема и спада экономической конъюнктуры за период с конца XVIII в. до 20-х гг. XX в.

цикл Повышательная волна - конец 80-х - начало 90-х гг. XVIII в. до 1810-1817 гг.;
  Понижательная волна - с 1810-1817 гг. до 1844-51 гг.
Повышательная волна - с 1844-55гг. до 1870-75 гг.
цикл Понижательная волна-с 1870-75гг. до 1890-96 гг.
Повышательная волна - с 1891 - 1896 гг. до 1914-20 гг.
цикл Понижательная волна - с 1914-1920 гг.

Итак,в основе механизма длинных волн лежит процесс распространения нововведений, смена лидирующих отраслей экономики, поколений людей, долговременная динамика норм прибыли и пр.


РЕФОРМА- это процесс постепенного преобразования социальной структуры общества (групповой, институциональной и ценностно-нормативной), ведущий к ее внутреннему обновлению в соответствии с требованиями среды.

 

 

Ø КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в версии, представленной в учении о классовой борьбе К.Маркса и Ф.Энгельса, основной акцент делаю на радикальные общественные преобразования.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - это процесс коренной насильственной ломки существующего социального порядка в обществе.