Вопрос №4. Допуск к государственной тайне.

Общие положения о допуске должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций на проведение работ с использованием таких сведений. В свою оче­редь, доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, закон признает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к го­сударственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформлении на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и принимает соответствующее решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру занимаемой им должности необходим доступ к государственной тайне могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Право на допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне возникает из сложного юридического состава, элементами ко­торого являются:

принятие на себя обязательств перед государством по нерас­пространению доверенных сведений, составляющих государствен­ную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения прав;

письменное согласие на проведение в отношении их полно­мочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством РФ о государственной тайне;

ознакомление с нормами законодательства РФ о государст­венной тайне, предусматривающими ответственность за его наруше­ние;

принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации организации и оформ­ляемого лица отражаются в трудовом договоре (ст. 57 Трудового ко­декса РФ). Заключение трудового договора до окончания проверочных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допус­каться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных меро­приятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Перечень таких оснований установлен ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне». В их число законодатель включил:

признание оформляемого лица недееспособным, ограничен­но дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или. следствием за государственные и иные тяжкие преступления, нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у оформляемого лица медицинских противопоказа­ний для работы с использованием сведений, составляющих государ­ственную тайну, согласно перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здра­воохранения и социального развития;

постоянное проживание оформляемого лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанны­ми лицами документов для выезда на постоянное жительство в дру­гие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе оформляемому в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданину предоставлено право обжа­ловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляю­щих государственную тайну, устанавливаются следующие формы до­пуска:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениями особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным све­дениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй форме, осуществляются Федеральной службой без­опасности РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, ко­гда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям но третьей форме только после проведения проверочных мероприятий органами безо­пасности.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданст­ва, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и ре­эмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, ус­тановленном специальным Положением, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003'.

Допуск организаций на проведение работ с использованием све­дений, составляющих государственную тайну, определяется а поряд­ке, установленном ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне" и Инструкцией о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФСБ России от 23 августа 1995 г. № 28 и согласованной с Гостехкомиссией РФ и ФАПСИ.

Порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государствен­ной тайне осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера­ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 28 октября 1995 г. № 10502. Положения названной Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления и организациями, независимо от их ор­ганизационно-правовой формы, которые выполняют работы, связан­ные с использованием сведений, составляющих государственную тай­ну, либо стремятся получить лицензию на право проведения таких работ. Инструкцией определены общие правила допуска, его оформ­ление и переоформление, установлен порядок доступа граждан к со­бой важности, совершенно секретным и секретным сведениям при командировании их в другие организации.

Допуск должностных лиц к сведениям, составляющим государст­венную тайну, осуществляется в соответствии с перечнем должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять до пуск. Этот перечень определяется номенклатурой должностей, утвер­ждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после со­гласования только тех должностей, по которым допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работни ков, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организация куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и ут­верждаются в установленном порядке. Пересмотр номенклатуры дол жен производится не реже одного раза в 5 лет.

Допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну на территории РФ и за ее пределами, осуществляется руководителями соответствующих организаций. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям закрытого характера, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся с теми сведениями и в таких объе­мах, которые им необходимы для работы. Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допус­ка граждан степени секретности сведений, к которым они фактиче­ски имеют доступ.

Инструкцией о порядке допуска определены особенности допус­ка граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в зависимости от характера выполняемой ими работы.

Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на до­пуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за ис­ключением студентов высших и средних специальных учебных заве­дений, достигших 16-летнего возраста, когда это обусловлено спе­цификой учебного процесса, подготовкой дипломных работ или прохождением практики в организациях.

Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроиз­водства в организациях, где штатным расписанием не предусмотре­но наличие таких подразделений, оформляются на допуск по вто­рой форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме.

Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и по­стоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих организаций только после проведе­ния проверочных мероприятий органами безопасности по месту расположения.

Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их при­влечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руко­водителями этих организаций только после проведения провероч­ных мероприятий и оформления допуска по второй форме.

Граждане, командируемые на любой срок для работы в россий­ских организациях за рубежом (посольствах, представительствах при международных организациях, консульствах, торговых представи­тельствах и т. п.), в период пребывания за границей допускаются при необходимости к секретным сведениям руководителями этих

организаций

Члены экипажей судов загранплавания и другие граждане, имеющие допуск для работы на таких судах, могут допускаться к совершенно секретным и секретным сведениям капитанами судов только в тех объемах, которые необходимы для выполнении ими должностных (функциональных) обязанностей. Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транс­портных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил РФ), занимающиеся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающие рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей — по второй форме. Начальники поездных бри гад железнодорожных составов, командный состав экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств, не занимающихся специальными перевозками и буксировкой секретных изделий, в пределах выполнения ими должностных (функциональных обязанностей получают допуск к секретным сведениям по треть форме.

Студенты высших и средних специальных учебных заведений достигшие 16 летнего возраста, как правило, допускаются только к секретным сведениям. К совершенно секретным сведениям студенты могут быть допущены лишь в исключительных случаях. Сту­денты последних курсов, не имеющие допуска, при распределении на постоянную работу в организации могут оформляться на допуск по первой или второй форме по месту предстоящей работы, но не позднее чем за 3 месяца до окончания учебы.

При несоответствии формы допуска гражданина степени секрет­ности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма до­пуска должна быть изменена. Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации. В случае производственной необходи­мости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, мо­жет восстановить ее без проведения проверочных мероприятий орга­нами безопасности. О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.

Подготовка материалов на граждан, оформляемых (переоформ­ляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия — работниками, ведущими кадро­вую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается.

На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровая служба представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите на­правляет в орган безопасности следующие документы:

мотивированное письмо о необходимости оформления до­пуска к государственной тайне;

анкету, заполненную по установленной форме оформляемым

один экземпляр карточки по установленной форме, зарегистрированной в журнале учета карточек на допуск работников первой и второй формам;

по согласованию с органами безопасности 1 или 2 экземпля­ра учетной карточки на допуск по первой и второй формам;

по согласованию с органами безопасности 2 или 3 экземпля­ра списка на оформляемого гражданина и его близких родственни­ков (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на супруга, в том числе бывшего. При этом на каждую фамилию со­ставляется отдельный список.

На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, кадро­вой службой составляются общие списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, а в случаях оформления на допуск го пер­вой и второй форме — списки по каждому лицу отдельно.

После проведения органом безопасности проверочных меро­приятий, решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением ру­ководителя организации с отметкой в карточке и заверяется его подписью и печатью организации. Решение о допуске к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допус­ку с соответствующей записью в карточке на допуск по третьей форме.

Решение о допуске руководителей федеральных органов государ­ственной власти и организаций федерального уровня к государст­венной тайне принимается лицами, которыми они были назначены на соответствующие должности.

Решение о допуске к государственной тайне руководителей ор­ганизаций, действующих в сфере, ведения федеральных органов го­сударственной власти, принимается вышестоящим руководителем. В подразделения по защите государственной тайны этих организа­ций письменно сообщается дата окончания проведения провероч­ных мероприятий, форма и номер допуска оформляемых руководи­телей, а также наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия.

Решение о допуске к государственной тайне руководителей ор­ганизаций, не находящихся в ведении федеральных органов госу­дарственной власти и впервые привлекающихся для проведения ра­бот со сведениями, составляющими государственную тайну, прини­мается руководителями организаций — заказчиков работ. Карточки в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны организации — заказчика работ.

С гражданином, оформляемым на допуск к государственной тайне, заключается договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне, который является приложением к трудо­вому договору.

Переоформление допуска граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет и только в случае их перехода на другое место работы. Переоформление допуска гра­ждан, постоянно работающих в организации, оформившей им до­пуск, не производится.

Переоформление допуска по первой или второй форме, незави­симо от сроков действия, производится в случае:

перевода или приема гражданина на работу (назначение на должность) в подразделение по защите государственной тайны, шифровальные или мобилизационные органы;

вступления гражданина в брак, кроме случая вступления в брак граждан, работающих в одной организации и имеющих до­пуск по первой или второй форме;

возвращения из длительных (свыше 6 месяцев) заграничных командировок;

выезда близких родственников гражданина за границу на по­стоянное место жительства;

возникновения иных обстоятельств, являющихся основания­ми для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и влияющих на принятие решения о допуске.

При переоформлении допуска в органы безопасности направля­ются те же документы, что и при оформлении на допуск.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне», допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта), в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя и предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государст­венной тайне.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, со­ставляющими государственную тайну, оформляется письменное за­ключение, подготовленное подразделением по защите государствен­ной тайны и структурным подразделением, в котором гражданин работает. Это заключение подлежит утверждению руководителем ор­ганизации. О факте отстранения письменно сообщается в орган безопасности и делается соответствующая отметка в карточке на до­пуск.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к го­сударственной тайне является дополнительным основанием для рас­торжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия в нем предусмотрены. Решение руководителя организации о пре­кращении допуска гражданина к государственной тайне и расторже­ние на этом основании трудового договора с ним может быть обжа­ловано в административном или судебном порядке.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальней­шего допуска гражданина к особой важности, совершенно секрет­ным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы с такими сведениями.

Особенности допуска к государственной тайне лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов. Порядок допуска дан­ных лиц к государственной тайне определяется Положением о по­рядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигран­тов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 10031.

Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в установлен­ном порядке, допускаются к государственной тайне в порядке, оп­ределенном для должностных лиц и граждан РФ. При этом указан­ные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, со­ставляющим государственную тайну, на основании решения Прави­тельства РФ. К сведениям особой важности и совершенно секрет­ным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются. Предложения по допуску к государственной тайне лиц без граждан­ства должны исходить от руководителей органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к госу­дарственной тайне либо руководителей органов государственной власти субъектов РФ, заинтересованных в подобном допуске.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему све­дений, составляющих государственную тайну. При этом иностран­ные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 2 августа 1997г. № 9732. Решение о допуске ино­странных граждан к государственной тайне принимается руководи­телями органов государственной власти субъектов РФ, организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безопасности РФ.

Порядок допуска к государственной тайне лиц из числа эмиг­рантов и реэмигрантов определяется, исходя из гражданства указан­ных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к госу­дарственной тайне.

Особый порядок допуска к государственной тайне. В ряде случаев допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуще­ствляется без проведения стандартных процедур проверочных меро­приятий в отношении определенного круга лиц. К. этим лицам, со­гласно ст. 211 Закона РФ *О государственной тайне», отнесены чле­ны Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а так же адвокаты, уча ствуюшие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Проверочные мероприятия в отношении названных лиц заменяются на процедуру предупреждения о неразглашении государ­ственной тайны, ставшей им известной в связи с выполнением сво­их полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения.

В данном случае допуск по установленным степеням секретно­сти не оформляется, но отбирается соответствующая расписка. Га­рантия сохранности государственной тайны в этом случае соблюдается путем установления ответственности за государственную изме­ну в форме шпионажа или выдачи государственной тайны, разглашение государственной тайны либо утрату сведений, состав­ляющих государственную тайну в соответствии с нормами уголов­ного законодательства и особенностями процедуры привлечения к ответственности указанных лиц. Упрощенная процедура допуска членов Федерального Собрания РФ, судей и адвокатов, участвую­щих в качестве защитников по отдельным категориям дел, не явля­ется основанием их освобождения от возможных ограничений прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допус­кавшихся к государственной тайне, установленных ст. 24 Закона «О государственной тайне».

Особый порядок допуска к государственной тайне не распро­страняется на лиц, являющихся депутатами представительных (зако­нодательных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления.

Особенности допуска организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относится к числу лицензируемых видов деятельности. До­пуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуще­ствляется путем получения ими лицензии в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995г № 333 (с изм. и доп.).

Положением о лицензировании деятельности предприятий, уч­реждений и организаций по проведению работ, связанных с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, создани­ем средств защиты информации, а также с осуществлением меро­приятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным названным выше постановлением Правительства, установлено, что органами, уполномоченными на ведение лицензион­ной деятельности, являются:

— по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тай­ну, — Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы (на территории РФ), Служба внешней разведки РФ (за ру­бежом);

— на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — СВР, Минобороны РФ, ФСБ РФ (в преде­лах их компетенции);

— на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, — ФСБ и ее территори­альные органы, Федеральная служба по техническому и экспортно­му контролю, СВР (в пределах их компетенции).

Лицензирование деятельности предприятий ФСБ, Миноборо­ны РФ. СВР, Федеральной пограничной службы. Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, состав­ляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств РФ, которым подчинены данные предпри­ятия.

На орган, уполномоченный вести лицензионную деятельность, возлагается ряд обязанностей, в числе которых названы:

— организация лицензирования деятельности предприятий;

— организация и проведение специальных экспертиз предприятия;

рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий; принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача лицензий;

принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка нормативно-методических документов по вопро­сам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей мини­стерств и ведомств РФ для проведения специальных экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулиро­ванных лицензий.

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельно­сти, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Лицензии выдаются на основании результатов специальной экс­пертизы организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государст­венную тайну при выполнении организацией следующих условий:

соблюдение требований законодательных и иных норматив­ных документов по обеспечению зашиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в их структуре подразделений по защите государст­венной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации кото­рых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты инфор­мации;

Срок действия лицензии зависят от вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет.

Порядок организации и проведения специальных экспертиз оп­ределен Инструкцией о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих госу­дарственную тайну, утвержденной приказом ФСБ России от 23 ав­густа 1995г. № 28'.

Специальные экспертизы организаций выполняются по направ­лениям режима секретности, противодействия иностранной техни­ческой разведке, защиты информации от утечки по техническим каналам.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз организаций, являются ФСБ РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, СВР РФ, Минобороны РФ, другие министерства и ве­домства РФ, руководители которых наделены полномочиями по от­несению к государственной тайне сведений в отношении подведом­ственных их предприятий.

Организация и порядок проведения специальных экспертиз организаций определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Меж ведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, которые получают лицензии в соответствии с требованиями, установленными поста­новлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 (с после­дующими изменениями).

Для проведения специальных экспертиз предприятия обращают­ся в ФСБ РФ или в территориальные органы безопасности, кото­рые дают соответствующее поручение аттестационному центру.

Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем, в котором дается заключение о го­товности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связан­ные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о вы­даче лицензии, которое направляется предприятием в ФСБ РФ или территориальный орган безопасности.

Специальная экспертиза проводится по договору между пред приятием и органом лицензирования или проводящим ее аттестаци­онным центром. Основанием для заключения предприятием догово­ра на проведение специальной экспертизы с ФСБ РФ, территори­альным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия ФСБ РФ, или территориальным . органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Государственная аттестация руководителей предприятий осущест­вляется органами, уполномоченными вести лицензионную деятель­ность, а так же органами, руководители которых наделены полномо­чиями по отнесению к государственной тайне сведений относительно подведомственных предприятий. Методические рекомендации по ор­ганизации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий разрабатывает Межведомственная комиссия по защите

государственной тайны.

От государственной аттестации освобождаются руководители организаций, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам зашиты информации, составляющей государственную тай­ну. Перечень указанных учебных заведений утверждается Межведомственной комиссией по представлению органов, уполномочен­ных на ведение лицензионной деятельности.

Особый порядок организации и проведения экспертиз установ­лен в отношении предприятий, учреждений и организаций, связан­ных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, предназначенных для эксплуатации в российских загранучреждениях, а также осуще­ствлением в них мероприятий или оказанием услуг по защите госу­дарственной тайны. Специальные экспертизы таких предприятий организуются Комиссией Службы внешней разведки РФ по лицен­зированию К работе в них привлекаются специалисты, компетент­ные в соответствующих областях защиты государственной тайны(ре-жим секретности, противодействие иностранным техническим разведкам, зашита информации от утечки по техническим каналам) и имеющие необходимую форму допуска.