Тема 3. Бухгалтерская документация. Бухгалтерский счет. Метод двойной записи. План счетов.
Напомню, что основными целями Бухгалтерского учета на предприятии являются:
- обеспечение единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций ,осуществляемых организациями, предприятиями и др. хозяйствующими субъектами ,
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Указанные задачи решаются с помощью МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
МЕТОД БУХУЧЕТА-совокупность способов и приемов , позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия .
Он включает в себя четыре способа учета хозяйственной деятельности , состоящих из отдельных приемов, которые называются ЭЛЕМЕНТАМИ Метода Бухучета.
- Способ первичного наблюдения объектов учета:
Документация.
Инвентаризация.
- Способ стоимостного измерения объектов учета:
Оценка.
Калькуляция.
- Способ текущей группировки данных об объектах учета:
Система счетов бухгалтерского учета .
Двойная запись .
Учетные регистры.
- Способ итогового обобщения и представления данных:
Баланс .
Другая бухгалтерская отчетность.
.
Рассмотрим более подробно отдельные элементы метода бухгалтерского учета .
ДОКУМЕНТАЦИЯ-прием сплошного и непрерывного наблюдения за хозяйственными операциями .
Под хозяйственной операцией понимается каждый свершившийся в деятельности предприятия факт , оформленный документально .
Бухгалтерский документ - это любой ( как правило письменное свидетельство) , который позволяет доказательно подтвердить хозяйственные операции и право на их свершение.
Одно из правил бухгалтерского учета – БЕЗ ДОКУМЕНТОВ НЕТ ЗАПИСИ !.
Документы в учете делятся на 2 группы:
- Первичные.
- Учетные регистры .
Первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета .
Первичные документы имеют обязательные реквизиты.
В зависимости от характера операции ,требования нормативных актов и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты .
Первичные документы составляются в момент совершения операций, а если это не представляется возможным,- непосредственно по окончании операций .
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в РЕГИСТРАХ бухгалтерского учета ,рекомендуемых Министерством Финансов РФ или разработанными министерствами, ведомствами организациями.
По своему внешнему виду учетные регистры подразделяются на :
-карточки ,
-сводные листы,
-книги,
По содержанию- на :
-регистры аналитического учета
-регистры синтетического учета,
- комбинированные регистры .
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета . Информация о хозяйственных операциях, производимых за определенный период времени , из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Сохранность всей документации обеспечивается главным бухгалтером ( или лицом на то уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия).
Организация ведет бухгалтерский учет имущества , обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета .
Бухгалтерский счет имеет форму двусторонней таблицы Т-образной таблицы. Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия, т.е. их увеличение, либо уменьшение. С целью раздельного учета увеличения или уменьшения счет делится на две части: левая – дебет и правая – кредит.
Счет __________________________
наименование счета
Дебет | Кредит |
Для учета движения имущества организации предназначены активные счета, для учета изменения обязательств (источников формирования имущества) и капитала предназначеныпассивные и активно-пассивные счета.
Структура активного счета