Структурное построение экономической информации
Вопрос 3. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Структураэкономической информации – это конкретные информационные образования, наделенные экономическим смыслом. Структурное строение экономической информации основывается на иерархическом принципе выделения информационных образований (единиц). Структура экономической информации представлена на Рисунок 1.3.
В порядке возрастания сложности выделены следующие структурные единицы экономической информации: реквизиты, показатели, массивы, информационные подсистемы и системы.
Информационная система | |||||
информационная совокупность | |||||
подсистема | . . . | подсистема | |||
информационные потоки | |||||
массив | . . . | массив | |||
информационные документы | |||||
показатель | . . . | показатель | |||
реквизиты | |||||
реквизиты-признаки | реквизиты-основания | ||||
Рисунок 1.3
Реквизит – элементарная, неделимая по экономическому смыслу единица информации, которая отражает отдельные свойства объекта и имеет смысловое содержание.
Различают два вида реквизитов: реквизиты-признаки и реквизиты-основания.
Реквизит-признак (Р-П) отражает качественные свойства процесса и условия его протекания, при которых были получены числа – реквизиты-основания. Пример Р-П: наименование материала, сорт, размер, коды и т. д.
Реквизит-основание (числовая характеристика) раскрывает абсолютные или относительные количественные значения Р-П. Пример Р-О: количество материала, цена, сумма.
Однородные реквизиты-признаки объединяются в номенклатуру (номенклатура продукции) и по своему назначению могут быть справочными и группировочными (те, по которым производится группировка объектов, – шифры предприятий, коды изделий и т. д.).
Реквизиты-основания подразделяются на исходные (указываются в первичных документах) и результатные (отражают содержание выходных документов, получаемых в результате решения задачи). Любой реквизит имеет форму и содержание. Форма – это наименование реквизита, содержание отражает его конкретное значение.