Структурное построение экономической информации

Вопрос 3. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Структураэкономической информации – это конкретные информационные образования, наделенные экономическим смыслом. Структурное строение экономической информации основывается на иерархическом принципе выделения информационных образований (единиц). Структура экономической информации представлена на Рисунок 1.3.

В порядке возрастания сложности выделены следующие структурные единицы экономической информации: реквизиты, показатели, массивы, информационные подсистемы и системы.

Информационная система
  информационная совокупность
     
подсистема . . . подсистема
  информационные потоки
     
массив . . . массив
  информационные документы
     
показатель . . . показатель
  реквизиты
         
реквизиты-признаки реквизиты-основания
           

Рисунок 1.3

Реквизит элементарная, неделимая по экономическому смыслу единица информации, которая отражает отдельные свойства объекта и имеет смысловое содержание.

Различают два вида реквизитов: реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

Реквизит-признак (Р-П) отражает качественные свойства процесса и условия его протекания, при которых были получены числа – реквизиты-основания. Пример Р-П: наименование материала, сорт, размер, коды и т. д.

Реквизит-основание (числовая характеристика) раскрывает абсолютные или относительные количественные значения Р-П. Пример Р-О: количество материала, цена, сумма.

Однородные реквизиты-признаки объединяются в номенклатуру (номенклатура продукции) и по своему назначению могут быть справочными и группировочными (те, по которым производится группировка объектов, – шифры предприятий, коды изделий и т. д.).

Реквизиты-основания подразделяются на исходные (указываются в первичных документах) и результатные (отражают содержание выходных документов, получаемых в результате решения задачи). Любой реквизит имеет форму и содержание. Форма – это наименование реквизита, содержание отражает его конкретное значение.