Возраст

1. 3.

 


Задача:

Разработка и контроль за выполнением рекомендаций по созреванию детского организма, комплекс мероприятий специфических для каждого возрастного периода, в основе общность анатомо-физиологических особенностей, объединяющих детей смежных возрастов в один период.

Н.П.Гундобин выделил возрастные группы:

1. Период новорожденности

2. Грудной (до 1 года)

3. Период молочных зубов (1 – 6 лет)

4. Период старшего возраста (7 – 12 лет)

5. Период полового созревания

 

Дифференциация:

1. Период новорожденности (до 10 дней)

2. Грудной (до года)

3. Раннее детство (1 – 3)

4. Первое детство (4 – 8)

5. Второе детство (М: 8 – 12; Ж: 8 – 11)

6. Подростковый (М: 12 – 16; Ж: 12 - 15)

7. Юношеский (М: 17 – 21; Ж: 16 – 22)

По организационному принципу:

1. Преддошкольный (до 3 лет)

2. Дошкольный (3 – 7 лет)

3. Школьный: младший (7 – 10), средний (11 – 14), старший (15 – 18).

 

 

Основные закономерности роста и развития:

Это процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Рост – количественные изменения связанные с увеличением размеров клеток, массой органов и тканей.

Развитие – качественные изменения, морфологического дифференцирования тканей и органов и их функционального совершенствования.

Закономерности:

1) Чем моложе организм, тем более интенсивны рост и развитие.

  Рождение 1 год
Вес 3,0 9,0
Рост 50 см 75 см

 

За 1-е полгода вес увеличивается в 2 раза.

Значительные прибавки веча и роста в период полового созревания.

2) В процессе роста и развития – течение не равномерное и не к каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности. Темпы роста органов и тканей не одинаковы.

1.Головной мозг 3.

2.Половые железы 1.

3.Лимфатическая система

2.

 

Темпы роста определенных частей тела различны при рождении.

12%
37,5%
25%
40%
При рождении Зрелость

 

 


 

35% 50%

3) В протекании процессов роста и развития наблюдаются половые различия.

рост - - - - М

Ж

 

возраст

Анатомо-физиологические особенности:

A. Опорно-двигательный аппарат, костная ткань плода имеет особенности химического состава и морфологические особенности.

Костная ткань имеет продольное строение

Искривления в грудном, поясничном, крестцовом и шейном отделах.

Изменения в позвоночнике:

-Шейный – к 7 годам.

-Поясничный – в период полового созревания.

Профилактика искривлений:

- плоская, плотная поверхность

- ношение на руках, менять положение рук, вождение за руку.

Основные искривления в школе:

a. Классная система, постановление ростовой таблицы, изменение высоты столов.

Тип А – до 115 см; оранжевая маркировка.

Тип Б – 115 – 130 см; фиолетовая маркировка.

Тип В – 130 – 145 см; желтая маркировка.

Тип С – 145 – 160 см; красная маркировка.

Тип Р – 160 – 175 см; зеленая маркировка.

Тип Е – выше 175 см; голубая маркировка.

b. Кабинетная система, определенная посадка учителя и ученика. Дистанция спинки и сиденья.

Ø Дистанция спинки – расстояние между краем тола и спинки стула = поперечнику тела учащегося + кисть.

Ø Дистанция сиденья – расстояние по горизонтали между передним краем стула и перпендикуляра опущенного от края стола

Варианты:

- нулевой

- положительный ( стул задвинут)

-отрицательный (стул отодвинут)

Нулевой или 9 – 4 см отрицательный.

Дифференция – размер по вертикали между краем стола и краем стула, показывает правильность подбора стола = длина предплечья – кисть.

Высота сидения = длина голени + стопа + 2 см на каблук.

Ширина сидения = ¾ длины бедра.

B. Зрительный анализатор.

При рождении и до 6 лет ребенок обладает физиологической дальнозоркость, хрусталик уплощен, затем всё нормализуется, но в некоторых случаях дальнозоркость переходит в близорукость. Этому способствует, плохое освещение рабочего места. Освещение слева, при искусственном освещении не менее 300-400 люкс, пересадка детей со слабым зрением к окну, но не сажают детей склонных к простудным заболеваниям; неправильно подобранная мебель – расстояние не менее 35 см до парты; организация учебного процесса (соответствующее оформление учебников – не глянцевые листы, шрифт соответствует класс, ширина между строками, расписание).

 

Понятие здоровье и физическое равновесие:

Здоровье – оценивается по 4 признакам:

Ø Отсутствие в момент обследование болезней

Ø Отсутствие наклонности к заболеваниям

Ø Гармоничное и соответствующее возрасту развитие

Ø Нормализованный уровень функций, которые определяют достаточную резистентность организма к неблагоприятным условиям.

Степень соответствия – состояние здоровья.

Группы здоровья:

1 группа – здоровые

2 группа – здоровые, морфологических отклонений не имеют, болеющие простудными заболеваниями не более 4 раз в год и 25 дней за раз.

3 группа – больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации.

4 группа – больные хроническими заболеваниями, субкомпенсированное состояние.

5 группа – больные с декомпенсированным состоянием (инвалиды 1 и 2 группы).

Необходима для оценки состояния здоровья в динамике, для сравнения различных групп по проживанию, для выявления неблагоприятных факторов влияния.

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных признаков на каждом данном отрезке времени и степени его соответствия биологическому возрасту.

Морфологические показатели:

Ø Соматометрические – их можно измерить: рост стоя сидя с помощью ростомера или антропометра; масса тела на весах; окружность грудной клетки измеренной в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты, накладывается сзади по углам лопаток, спереди у М: по сосковой линии и Ж: в месте фиксации 4 ребра к грудине).

Ø Соматоскопические – степень отложения жира; окраска слизистой и кожи; форма позвоночника, грудной клетки, стопы; осанка).

Измерение стопы: проводят две линии и с помощью плантографа (окрашивает ткань, натянута на основание) на лист чистой бумаги ставят стопу и анализируют. От центра пяточной кости ведут линии к 1 и 3 пальцу, если линии находятся внутри отпечатка – плоская.

Если 1 линия выходит – уплощенная.

Если 2 линия выходит – нормальная.

Рост – количественные изменения, связанные с изменением числа клеток.

Развитие - морфологически функциональная дифференцировка и совершенствование организма.

Функциональные измерения:

· ЖЕЛ

· Мышечная сила (динамометр)

· АД, пульс.

Уровень биологического развития, показатели:

· Количество постоянных зубов

· Годовые прибавки массы и роста

· Степень окостенения мелких костей

· Вторичные половые признаки: степень оволосянения подмышек, лобка, лица и т.д.

У девочек: подмышек, лобка, установление месячных, развитие молочных желез.

Полученные данные сравнивают со стандартами.

Лекция (продолжение)

Стандарты:

· Возрастной (сравниваются дети определенного возраста)

· Половой

· Региональный

Стандарты получают путем измерения или определения детей одной группы. Выражают двумя цифрами М ± δ.

δ – стандарт, среднеарифметическая ошибка.

Сущность оценки полученных данных сравнивается со стандартами.

Метод:

1) Метод сигмальных отклонений (показатели: рост, масса, окружность грудной клетки)

Эти показатели объективны, они интегральны.

Рост – пластический процесс

Масса – развитие опорно-двигательного аппарата

Окружность – мускулатура.

Показатели измерений – это первый этап.

Второй этап – полученные данные сравнивают со стандартами, находят разницу (+, -).

Например: рост 140

Стандарт 130 ± 8,0

Разница +5

 

Если δ до +1,0 – физическое развитие среднее.

1,0 – 2,0 выше или ниже среднего

Более 2.0 высокое или низкое.

2) Графическое изображение показателей развития – оценка показателей в некорреляционной связи.

рост - +

3 2 1 1 2 3

вес

 

окружность

 

3) Оценка по шкалам регрессии или корреляционной таблице.

Основной признак – рост ребенка. Другие признаки: масса тела и окружность грудной клетки – зависимые признаки.

Полученные показатели сравниваем, стандарт – 1 рост. Затем по шкале регрессии находят какая масса и окружность грудной клетки должна быть при этом росте. Оценка до δ 1,0 – средняя. Показывает взаимосвязь массы тела и окружности, что они зависят от роста. Недостаток: метод не показывает умственного развития.

4) Метод комплексной оценки.

С помощью шкал регрессии оценивается уровень физического развития

Выше среднего – гармоничный.

Ниже – дисгармоничный.

Сильно ниже – резко дисгармоничный.

 

Оценка биологического возраста:

-соответствует паспортному возрасту

-опережает

-отстает

 

Физическое развитие и здоровье:

 

Существует прямая зависимость между физическим развитием и здоровьем:

Дети 1 и 2 группы – гармоничное развитие, соответствует возрасту ребенка.

Дисгармоничное – опасно для детского организма не только в снижении функциональных режимов, но и отставанием темпов физического развития и темпов развития соматических заболеваний.

Снижение массы тела, увеличение любой патологии.

За последние десятилетия снизилось физическое развитие детей:

2 – 3% - это дети первой группы.

До 40% - второй группы.

Более 40% - хронически больные.

У большинства детей функциональные отклонения затрагивают от 2 до 5 систем организма (ОРВИ и тонзиллиты, нарушение опорно-двигательного аппарата, пищеварительная система, нервная и иммунная системы).

С возрастом количество здоровых детей снижается: первоклассники – 70% здоровых; 11-классники – 17% здоровых.

Доля школы – 20% негативных факторов:

1. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия обучения (нерациональное освещение, сан-техническое оборудование; 1 класс – 8% близоруких, 11 класс – 16%)

2. Учебная нагрузка

3. Питание в школе (калорийность снижена, низкое количество жиров, белков и минеральных веществ)

25% школьников имеют сниженную массу тела

25% имеют повышенную массу тела (ожирение).

Медицинское обслуживание детей и подростков:

Ясельный возраст – до 3 лет, ежеквартально.

Садиковый возраст – от 3 до 6 лет, раз в 6 месяцев.

Школьный возраст – более 6 лет, ежегодно, в начале учебного года.

Цель осмотров:

· Оценка физического развития

· Определение группы здоровья

· Определение группы физического развития

Целевые осмотры (положение о профилактических осмотрах, приказ №186 1992 года):

1. Перед поступлением в дошкольное учреждение.

2. За год до поступления в школу.

3. Перед поступлением в школу.

4. Конец первого года обучения.

5. Переход к предметному обучению.

6. В период полового созревания.

7. Период окончания общеобразовательной школы.

Акселерация:

В 1935 году термин был введен врачом педиатром Кохом.

Признаки:

1. Более раннее проявление развития

2. Проявление ускоренного темпа роста развития

3. Абсолютное увеличение размеров тела взрослого

Акселерация – ускорение темпов индивидуального развития, по сравнению с предшествующим поколением (начат еще во внутриутробном развитии).