Возраст
1. 3.
Задача:
Разработка и контроль за выполнением рекомендаций по созреванию детского организма, комплекс мероприятий специфических для каждого возрастного периода, в основе общность анатомо-физиологических особенностей, объединяющих детей смежных возрастов в один период.
Н.П.Гундобин выделил возрастные группы:
1. Период новорожденности
2. Грудной (до 1 года)
3. Период молочных зубов (1 – 6 лет)
4. Период старшего возраста (7 – 12 лет)
5. Период полового созревания
Дифференциация:
1. Период новорожденности (до 10 дней)
2. Грудной (до года)
3. Раннее детство (1 – 3)
4. Первое детство (4 – 8)
5. Второе детство (М: 8 – 12; Ж: 8 – 11)
6. Подростковый (М: 12 – 16; Ж: 12 - 15)
7. Юношеский (М: 17 – 21; Ж: 16 – 22)
По организационному принципу:
1. Преддошкольный (до 3 лет)
2. Дошкольный (3 – 7 лет)
3. Школьный: младший (7 – 10), средний (11 – 14), старший (15 – 18).
Основные закономерности роста и развития:
Это процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Рост – количественные изменения связанные с увеличением размеров клеток, массой органов и тканей.
Развитие – качественные изменения, морфологического дифференцирования тканей и органов и их функционального совершенствования.
Закономерности:
1) Чем моложе организм, тем более интенсивны рост и развитие.
Рождение | 1 год | |
Вес | 3,0 | 9,0 |
Рост | 50 см | 75 см |
За 1-е полгода вес увеличивается в 2 раза.
Значительные прибавки веча и роста в период полового созревания.
2) В процессе роста и развития – течение не равномерное и не к каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности. Темпы роста органов и тканей не одинаковы.
1.Головной мозг 3.
2.Половые железы 1.
3.Лимфатическая система
2.
Темпы роста определенных частей тела различны при рождении.
12% |
37,5% |
25% |
40% |
35% 50%
3) В протекании процессов роста и развития наблюдаются половые различия.
рост - - - - М
Ж
возраст
Анатомо-физиологические особенности:
A. Опорно-двигательный аппарат, костная ткань плода имеет особенности химического состава и морфологические особенности.
Костная ткань имеет продольное строение
Искривления в грудном, поясничном, крестцовом и шейном отделах.
Изменения в позвоночнике:
-Шейный – к 7 годам.
-Поясничный – в период полового созревания.
Профилактика искривлений:
- плоская, плотная поверхность
- ношение на руках, менять положение рук, вождение за руку.
Основные искривления в школе:
a. Классная система, постановление ростовой таблицы, изменение высоты столов.
Тип А – до 115 см; оранжевая маркировка.
Тип Б – 115 – 130 см; фиолетовая маркировка.
Тип В – 130 – 145 см; желтая маркировка.
Тип С – 145 – 160 см; красная маркировка.
Тип Р – 160 – 175 см; зеленая маркировка.
Тип Е – выше 175 см; голубая маркировка.
b. Кабинетная система, определенная посадка учителя и ученика. Дистанция спинки и сиденья.
Ø Дистанция спинки – расстояние между краем тола и спинки стула = поперечнику тела учащегося + кисть.
Ø Дистанция сиденья – расстояние по горизонтали между передним краем стула и перпендикуляра опущенного от края стола
Варианты:
- нулевой
- положительный ( стул задвинут)
-отрицательный (стул отодвинут)
Нулевой или 9 – 4 см отрицательный.
Дифференция – размер по вертикали между краем стола и краем стула, показывает правильность подбора стола = длина предплечья – кисть.
Высота сидения = длина голени + стопа + 2 см на каблук.
Ширина сидения = ¾ длины бедра.
B. Зрительный анализатор.
При рождении и до 6 лет ребенок обладает физиологической дальнозоркость, хрусталик уплощен, затем всё нормализуется, но в некоторых случаях дальнозоркость переходит в близорукость. Этому способствует, плохое освещение рабочего места. Освещение слева, при искусственном освещении не менее 300-400 люкс, пересадка детей со слабым зрением к окну, но не сажают детей склонных к простудным заболеваниям; неправильно подобранная мебель – расстояние не менее 35 см до парты; организация учебного процесса (соответствующее оформление учебников – не глянцевые листы, шрифт соответствует класс, ширина между строками, расписание).
Понятие здоровье и физическое равновесие:
Здоровье – оценивается по 4 признакам:
Ø Отсутствие в момент обследование болезней
Ø Отсутствие наклонности к заболеваниям
Ø Гармоничное и соответствующее возрасту развитие
Ø Нормализованный уровень функций, которые определяют достаточную резистентность организма к неблагоприятным условиям.
Степень соответствия – состояние здоровья.
Группы здоровья:
1 группа – здоровые
2 группа – здоровые, морфологических отклонений не имеют, болеющие простудными заболеваниями не более 4 раз в год и 25 дней за раз.
3 группа – больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации.
4 группа – больные хроническими заболеваниями, субкомпенсированное состояние.
5 группа – больные с декомпенсированным состоянием (инвалиды 1 и 2 группы).
Необходима для оценки состояния здоровья в динамике, для сравнения различных групп по проживанию, для выявления неблагоприятных факторов влияния.
Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных признаков на каждом данном отрезке времени и степени его соответствия биологическому возрасту.
Морфологические показатели:
Ø Соматометрические – их можно измерить: рост стоя сидя с помощью ростомера или антропометра; масса тела на весах; окружность грудной клетки измеренной в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты, накладывается сзади по углам лопаток, спереди у М: по сосковой линии и Ж: в месте фиксации 4 ребра к грудине).
Ø Соматоскопические – степень отложения жира; окраска слизистой и кожи; форма позвоночника, грудной клетки, стопы; осанка).
Измерение стопы: проводят две линии и с помощью плантографа (окрашивает ткань, натянута на основание) на лист чистой бумаги ставят стопу и анализируют. От центра пяточной кости ведут линии к 1 и 3 пальцу, если линии находятся внутри отпечатка – плоская.
Если 1 линия выходит – уплощенная.
Если 2 линия выходит – нормальная.
Рост – количественные изменения, связанные с изменением числа клеток.
Развитие - морфологически функциональная дифференцировка и совершенствование организма.
Функциональные измерения:
· ЖЕЛ
· Мышечная сила (динамометр)
· АД, пульс.
Уровень биологического развития, показатели:
· Количество постоянных зубов
· Годовые прибавки массы и роста
· Степень окостенения мелких костей
· Вторичные половые признаки: степень оволосянения подмышек, лобка, лица и т.д.
У девочек: подмышек, лобка, установление месячных, развитие молочных желез.
Полученные данные сравнивают со стандартами.
Лекция (продолжение)
Стандарты:
· Возрастной (сравниваются дети определенного возраста)
· Половой
· Региональный
Стандарты получают путем измерения или определения детей одной группы. Выражают двумя цифрами М ± δ.
δ – стандарт, среднеарифметическая ошибка.
Сущность оценки полученных данных сравнивается со стандартами.
Метод:
1) Метод сигмальных отклонений (показатели: рост, масса, окружность грудной клетки)
Эти показатели объективны, они интегральны.
Рост – пластический процесс
Масса – развитие опорно-двигательного аппарата
Окружность – мускулатура.
Показатели измерений – это первый этап.
Второй этап – полученные данные сравнивают со стандартами, находят разницу (+, -).
Например: рост 140
Стандарт 130 ± 8,0
Разница +5
Если δ до +1,0 – физическое развитие среднее.
1,0 – 2,0 выше или ниже среднего
Более 2.0 высокое или низкое.
2) Графическое изображение показателей развития – оценка показателей в некорреляционной связи.
рост - +
3 2 1 1 2 3
вес
окружность
3) Оценка по шкалам регрессии или корреляционной таблице.
Основной признак – рост ребенка. Другие признаки: масса тела и окружность грудной клетки – зависимые признаки.
Полученные показатели сравниваем, стандарт – 1 рост. Затем по шкале регрессии находят какая масса и окружность грудной клетки должна быть при этом росте. Оценка до δ 1,0 – средняя. Показывает взаимосвязь массы тела и окружности, что они зависят от роста. Недостаток: метод не показывает умственного развития.
4) Метод комплексной оценки.
С помощью шкал регрессии оценивается уровень физического развития
Выше среднего – гармоничный.
Ниже – дисгармоничный.
Сильно ниже – резко дисгармоничный.
Оценка биологического возраста:
-соответствует паспортному возрасту
-опережает
-отстает
Физическое развитие и здоровье:
Существует прямая зависимость между физическим развитием и здоровьем:
Дети 1 и 2 группы – гармоничное развитие, соответствует возрасту ребенка.
Дисгармоничное – опасно для детского организма не только в снижении функциональных режимов, но и отставанием темпов физического развития и темпов развития соматических заболеваний.
Снижение массы тела, увеличение любой патологии.
За последние десятилетия снизилось физическое развитие детей:
2 – 3% - это дети первой группы.
До 40% - второй группы.
Более 40% - хронически больные.
У большинства детей функциональные отклонения затрагивают от 2 до 5 систем организма (ОРВИ и тонзиллиты, нарушение опорно-двигательного аппарата, пищеварительная система, нервная и иммунная системы).
С возрастом количество здоровых детей снижается: первоклассники – 70% здоровых; 11-классники – 17% здоровых.
Доля школы – 20% негативных факторов:
1. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия обучения (нерациональное освещение, сан-техническое оборудование; 1 класс – 8% близоруких, 11 класс – 16%)
2. Учебная нагрузка
3. Питание в школе (калорийность снижена, низкое количество жиров, белков и минеральных веществ)
25% школьников имеют сниженную массу тела
25% имеют повышенную массу тела (ожирение).
Медицинское обслуживание детей и подростков:
Ясельный возраст – до 3 лет, ежеквартально.
Садиковый возраст – от 3 до 6 лет, раз в 6 месяцев.
Школьный возраст – более 6 лет, ежегодно, в начале учебного года.
Цель осмотров:
· Оценка физического развития
· Определение группы здоровья
· Определение группы физического развития
Целевые осмотры (положение о профилактических осмотрах, приказ №186 1992 года):
1. Перед поступлением в дошкольное учреждение.
2. За год до поступления в школу.
3. Перед поступлением в школу.
4. Конец первого года обучения.
5. Переход к предметному обучению.
6. В период полового созревания.
7. Период окончания общеобразовательной школы.
Акселерация:
В 1935 году термин был введен врачом педиатром Кохом.
Признаки:
1. Более раннее проявление развития
2. Проявление ускоренного темпа роста развития
3. Абсолютное увеличение размеров тела взрослого
Акселерация – ускорение темпов индивидуального развития, по сравнению с предшествующим поколением (начат еще во внутриутробном развитии).