Школа бихевиоризма

III. Этап. Бихевиоризм. Фрейдизм. Гештальтпсихология.

В 10-е годы 20 века разразился серьёзный кризис, очень мощный в психологии, связанный с тем, что на смену ассоцианизма приходит целый ряд школ и направлений, пытающихся сформулировать новый предмет психологии.

Возникло три школы психологии:

I.Школа Бихевиоризма;

II.Школа Фрейдизма (психоанализа);

III.Гештальтпсихология.

Каждая из этих школ предложила свой взгляд на то, чем должна заниматься психология.

Ключевые фигуры: Джон Уотсон, последователи: Э. Газри, Б. Скиннер

Предмет: поведение

Цель психологии – создание средств для контроля над поведением

Метод: эксперимент

Бихевиоризм – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии.

Особенности классического бихевиоризма уоткинского типа (основатель Дж. Уотсон):

· Психология не должна заниматься такими явлениями, которые не доступны объективному изучению (Дж. Уотсон);

· Психология должна исключить субъективизм исследования (Дж. Уотсон);

· Психология должна строиться по примеру естественных наук. Главный метод в психологии должен стать эксперимент (Дж. Уотсон).

· Дж. Уотсон создал свою объяснительную систему поведения человека и провозгласил, что именно поведениедолжно стать истинным предметом психологии.

· Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Этология– наука о поведении животных. Задачу психологии Дж. Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.

· Схема S→R (стимул-реакция). Дж. Уотсон сводит к этой схеме всё поведение человека и животных. На человека воздействуют стимулы из окружающей среды, и он реагирует на них.

· Дж. Уотсон считал, что в науке всё должно быть понятно, объективно и этим должна заниматься психология – всё проверено, просчитано, доказано и только тогда психология - это наука.

· На сознании поставить нужно крест – чёрный ящик (явления есть, но психология не должна ими заниматься), бихевиористы выбросили сознание из психологии.

· Бихевиоризм – очень деестное учение: изменение поведения приводит к изменению личности. Бихевиористы: «Сделай это прямо сейчас». Составляющие классического бихевиоризма: предмет, метод, объяснительный принцип.

Школа психоанализа (фрейдизма)

Ключевые фигуры: Зигмунд Фрейд, его ученики: А. Адлер, К. Г. Юнг

Предмет: неосознаваемые процессы (феномен бессознательного)

Метод: метод свободных ассоциаций – как рассказ, воспоминание

Особенности фрейдизма:

· Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд работая с душевными больными, обратил внимание, что многие проблемы невралгического характера возникают потому что люди не находят приемлемые способы их решения и не могут найти эти способы, т.к. причины проблем не осознаются человеком и находятся в сфере его бессознательного.

· С точки зрения фрейдизма бессознательное управляет человеком. Задача психолога: перевести бессознательное в сознательное.

· Фрейд выделил предмет психологии – бессознательное, метод ассоциаций – как рассказ, воспоминание. В своём учении Фрейд много изучал сексуальные влечения. Из-за закрытых тем стала известна теория психоанализа.