Школа бихевиоризма
III. Этап. Бихевиоризм. Фрейдизм. Гештальтпсихология.
В 10-е годы 20 века разразился серьёзный кризис, очень мощный в психологии, связанный с тем, что на смену ассоцианизма приходит целый ряд школ и направлений, пытающихся сформулировать новый предмет психологии.
Возникло три школы психологии:
I.Школа Бихевиоризма;
II.Школа Фрейдизма (психоанализа);
III.Гештальтпсихология.
Каждая из этих школ предложила свой взгляд на то, чем должна заниматься психология.
Ключевые фигуры: Джон Уотсон, последователи: Э. Газри, Б. Скиннер
Предмет: поведение
Цель психологии – создание средств для контроля над поведением
Метод: эксперимент
Бихевиоризм – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии.
Особенности классического бихевиоризма уоткинского типа (основатель Дж. Уотсон):
· Психология не должна заниматься такими явлениями, которые не доступны объективному изучению (Дж. Уотсон);
· Психология должна исключить субъективизм исследования (Дж. Уотсон);
· Психология должна строиться по примеру естественных наук. Главный метод в психологии должен стать эксперимент (Дж. Уотсон).
· Дж. Уотсон создал свою объяснительную систему поведения человека и провозгласил, что именно поведениедолжно стать истинным предметом психологии.
· Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Этология– наука о поведении животных. Задачу психологии Дж. Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.
· Схема S→R (стимул-реакция). Дж. Уотсон сводит к этой схеме всё поведение человека и животных. На человека воздействуют стимулы из окружающей среды, и он реагирует на них.
· Дж. Уотсон считал, что в науке всё должно быть понятно, объективно и этим должна заниматься психология – всё проверено, просчитано, доказано и только тогда психология - это наука.
· На сознании поставить нужно крест – чёрный ящик (явления есть, но психология не должна ими заниматься), бихевиористы выбросили сознание из психологии.
· Бихевиоризм – очень деестное учение: изменение поведения приводит к изменению личности. Бихевиористы: «Сделай это прямо сейчас». Составляющие классического бихевиоризма: предмет, метод, объяснительный принцип.
Школа психоанализа (фрейдизма)
Ключевые фигуры: Зигмунд Фрейд, его ученики: А. Адлер, К. Г. Юнг
Предмет: неосознаваемые процессы (феномен бессознательного)
Метод: метод свободных ассоциаций – как рассказ, воспоминание
Особенности фрейдизма:
· Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд работая с душевными больными, обратил внимание, что многие проблемы невралгического характера возникают потому что люди не находят приемлемые способы их решения и не могут найти эти способы, т.к. причины проблем не осознаются человеком и находятся в сфере его бессознательного.
· С точки зрения фрейдизма бессознательное управляет человеком. Задача психолога: перевести бессознательное в сознательное.
· Фрейд выделил предмет психологии – бессознательное, метод ассоциаций – как рассказ, воспоминание. В своём учении Фрейд много изучал сексуальные влечения. Из-за закрытых тем стала известна теория психоанализа.