Структура рынка недвижимости

 

Рынок недвижимости имеет сложную структуру. Необходимо выделять различные сегменты рынка:

/. По типу недвижимости (жилая, офисная, индустриальная, склад­ская, многофункциональная недвижимость), все типы которой имеют об­щую черту - по своему функциональному назначению они предназначе­ны для ведения специфического бизнеса. Примерами такой собственнос­ти являются гостиницы, рестораны, бары, спортивно-оздоровительные комплексы, танцевальные залы и т.д. Оценка стоимости такого типа не­движимости может быть осуществлена с точки зрения ее коммерческого потенциала.

2. По различным регионам (например, регионы со стабильно высокой занятостью, регионы с вновь возникшей высокой занятостью, регионы с циклической занятостью, с традиционно низкой занятостью, с вновь воз­никшей низкой занятостью).

3. По инструментам инвестирования в недвижимость (рынок прав пре­имущественной аренды, рынок смешанных долговых обязательств, рынок ипотеки, собственного капитала, заемного капитала, опционов).

Структуризация рынка недвижимости, его классификация по опреде­ленным признакам определяется целями анализа, в зависимости от кото­рых изменяются приоритеты и значимость, придаваемая тому или иному рассматриваемому параметру. Например, потенциальным инвесторам целесообразно проводить классификацию рынка недвижимости в зависи­мости от используемых инструментов инвестирования. Оценщику, поми­мо вышеприведенной структуры рынка, необходима классификация объек­тов недвижимости по степени готовности:

• готовые объекты;

• объекты, требующие реконструкции или капитального ремонта;

• незавершенные объекты.

Поскольку объекты недвижимости находятся под влиянием разнооб­разных условий и их сочетания, для проведения классификации (группи­ровки) может быть использован метод «дерева признаков». Такая класси­фикация (группировка) является многоуровневой. Каждый уровень имеет свое наименование и набор рекомендуемых значений соответствующего признака классификации. Например, рынок жилой недвижимости имеет следующие признаки: