Ораторское искусство и политика.

 

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен и др. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стелы-молнии в души своих слушателей». О Демосфене древнегреческий историк Плутарх писал: «Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение»). В знаменитой речи «О венке» Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой: «Не слова и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики».

Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Ораторская карьера была и почетной, и доходной. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? Чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? – на ораторов, конечно». Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями (Марк Катон Старший, Тиберий и Кай Гракхи, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство – это функция политики.

Ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, определенных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Кому и как служит ораторское искусство – вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

Нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние н6а судьбу людей, помочь принять правильное решение.