Субъекты административного права.

 

Субъект административного права – это физическое лицо или организация, обладающая административной правоспособностью. Физические лица признаются субъектами административного права независимо от их принадлежности к гражданству какого-либо государства, т. е. таковыми могут быть признаны как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина включает в свою структуру:

- гражданство;

- административную правоспособность и дееспособность;

- права, свободы и обязанности граждан;

- гарантии (механизмы) реализации прав и обязанностей;

- ответственность граждан перед государством.

Административная правоспособность – это возможность физического лица или организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Административная дееспособность – это способность физического лица или организации своими действиями приобретать и осуществлять обязанности, предусмотренные нормами административного права и нести ответственность за свои действия. В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, однако отдельные права граждане могут осуществлять в более раннем возрасте. Так, например, с 16 лет наступает ответственность физических лиц за административные правонарушения.

По общему правилу, все граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Законодательство различает следующие категории иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Иностранные граждане в РФ не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, быть не имеют права избираться и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах, не несут обязанностей по военной службе, не могут заниматься предпринимательской и любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну.

Орган исполнительной власти – это государственной политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее собой организованный коллектив людей, которые действуют от имени государства в рамках своей компетенции. Органа исполнительной власти осуществляет функции исполнительной власти в РФ и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

Система органов государственной власти состоит из федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральными органами исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

По характеру компетенции выделяются:

- органы общей компетенции. Права и обязанности данных органов распространяются на все сферы государства: отрасли экономики, социально-культурную и административно-политическую сферу. Например, Правительство РФ, правительства республик, субъектов РФ, администрации краев, областей;

- органы отраслевой компетенции. Система государственного управления разбита на определенные управленческие отрасли: отрасль здравоохранения, отрасль образования, отрасль обороны, безопасности и др. Обеспечивать деятельность отраслей призваны соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Например, управление в сфере образования осуществляет Минобрнауки РФ, управление в сфере обороны – Минобороны РФ;

- органы функциональной компетенции. Каждый орган исполнительной власти выполняет строго определенные в соответствии с законодательством функции. Например, органы безопасности не должны заниматься вопросами сельского хозяйства или поддержания общественного порядка.

При характеристике юридических лиц как субъектов административного права обычно употребляется обобщенные термины – предприятия и учреждения, общественные и религиозные объединения. Организационно-правовые формы и общие начала правового статуса юридических лиц закреплены в гражданском законодательстве. В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения: здравоохранения, образования, культуры, науки, иностранных дел и др.