ТЕМА 4 Взаимодействие международного и внутригосударственного права

Кодификация и прогрессивное развитие МП

 

Кодификация МП - систематизация МП норм, осуществляемая субъектами МП. Предполагает не только приведение в единую :систему МП норм, но и более точную формулировку. Что связано с необходимостью изменения либо выработки новых норм. В этом и включается процесс прогрессивного развития МП.

Кодификация может быть:

официальной реализуется в форме международных договоров» Особое место в официальной кодификации занимает ООН (см. т. 13 п. а) Устава ООН).

В 1947 г. в рамках ООН создана Комиссия МП, которая состоит из 34 человек, избираемых на 5 лет. Она подготавливает различные кодифицирующие конвенции. Кодификацией занимаются и другие комиссии ООН.

неофициальной - осуществляется отдельными учеными или их коллективами, институтами, общественными организациями.

1973 г. в Лондоне создается Ассоциация МП, а в Брюсселе институт МП, одной из целей которых и является кодификация и развитие МП.

 

 

В настоящее время понимание международных правовых отношений исходит из примата МП над правом государственным. Основано оно на том, что ни одно государство не вправе ссылаться в международных отношениях на свое внутреннее законодательство в оправдание своих действий во внешней сфере. Кроме того, только государство является субъектом МП, а не его органы. Тем не менее, государство, будучи связано нормами МП непосредственно, обязано обеспечить исполнение их на своей территории иными субъектами. Субъекты государственных правоотношений должны быть связанны нормами МП опосредованно.

Такое подчинение осуществляется путем имплементации МП - реализации международно-правовых обязательств на внутригосударственном уровне.

Технически имплементация осуществляется путем ратификации государством международных договоров.

Виды имплементации :

1. Заимствование рецепция

полная ( прямая ) рецепция полное заимствование тех или иных норм МП ( перепечатка во внутреннем законодательства МП нормы );

косвенная (бланкетная) рецепция ссылка на ту или иную конвенцию, как на часть внутреннего законодательства.

2. трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве.

Различие международного публичного частного права.

Еще древнеримские юристы различали публичное право (jus publicium) и частное право ( jui privahun ). Основной критерий разграничения - наличие частного интереса, и отсутствие интереса государства или общества в правоотношении.

МП также делится на международное публичное (МПП) и международное частное право (МЧП). МЧП при этом не должно противоречить общепризнанным принципам МПП, в противном случае главенствующими будут нормы МПП.

МЧП зависит от МПП и в том, что очень часто в негосударственные отношения в международных частных правоотношениях развиваются на основе межгосударственных соглашений.

Взаимосвязь МПП - отношений и МЧП - отношений обуславливает их схожесть наличием:

одинаковый перечень источников ( конвенции, договора, обычаи, судебные прецеденты, отсутствие законодательства в нормативном понимании этого слова, существование деловых обыкновений); одинаковые функции; наличие внешнего, межгосударственного, фактора;

Различие же усматривается: в наличии частного интереса в МЧП; в ограниченность МПП по субъектам правоотношений.

 

ТЕМА 5: Принципы МП