Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

Тема 16. Проблемы международных экономических отношений центр – периферия

План.

1. Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений.

2. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран.

3. Борьба развивающихся стран за новый международный экономический порядок.

 

С начала 60-х гг. XX в. возрастает роль и значение бывших колоний – современных развивающихся государств. В развивающихся странах идут сложные социально-экономические процессы, растет их дифференциация. К наиболее развитым из освободившихся государств относят страны, которые выделились на основе нефтяного бума, – Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Багамы, Бермуды – и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. К беднейшим государствам относят 48 стран Африки и Азии – Мозамбик, Эфиопию, Танзанию, Сьерра-Леоне, Бурунди, Уганду, Чад, Руанду, Непал, Бутан, Вьетнам, Мьянму, Афганистан и другие.

Несмотря на различия, развивающимся странам присущи общие черты:

· многоукладный характер экономики;

· низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры (исключая новые индустриальные страны);

· зависимое положение в системе мирового хозяйства, периферийный характер капитализма.

Периферийный капитализм отличается от капитализма развитых государств степенью развития, моделью способа производства и распределения материальных благ. В развивающихся странах капитализм возникает и развивается как имитационная модель в результате вливания иностранного капитала, технологии и идеологии. Имитацией является создание рынка, на котором только привилегированный слой населения может приобрести все необходимое, а значительные слои населения автоматически исключаются из участия в рынке и обречены на нищету.

Новые технологии, внедряемые ТНК, часто являются устаревшими, но стоят дорого. Модель периферийного капитализма порождает "утечку умов" из страны.

Развитие периферийного капитализма проходит асинхронно, неравномерно. Экономический прогресс и политическая демократия развивается не параллельно, а часто в противоположных направлениях. Некоторые развивающиеся страны находят внутренние средства, чтобы отойти от модели периферийного капитализма, учитывая собственную специфику. Однако общей чертой большинства развивающихся стран является их бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы, огромная задолженность промышленно развитым странам.

Развивающиеся страны с начала 70-х гг. активно стремятся участвовать в международном разделении труда. Необходимость их участия в МРТ объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья и комплектующих изделий, необходимых промышленно развитым странам. Международная торговля для развивающих стран остается наиболее надежным источником внешних доходов.

К середине 90-х гг. произошла реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран. Доля развивающихся стран в общемировом экспорте постепенно повышается с 22% в 1987 г. до 24,7% в 1992 г. Доля промышленных изделий (включая цветные металлы) в экспорте развивающихся стран в 1991 г. достигла 57,7% (без учета минерального топлива – 77,3%). Растет и доля развивающихся стран в мировом промышленном экспорте. В 1991 г. она достигла 19,5% по сравнению с 1980 г. – 11%. Особое значение в росте промышленного экспорта имеют машины и оборудование. Их экспорт в период с 1970 по 1991 г. вырос более чем в 90 раз, на долю развивающихся стран пришлось 35,7% общего прироста промышленного и 22% совокупного товарного экспорта. Экспортная квота развивающихся стран растет быстрее соответствующего показателя промышленно развитых государств. Первая увеличилась за период с 60-х по 90-е гг. более чем в два раза, вторая – менее чем на две трети.

Однако достижения отдельных развивающихся стран в общем росте объема промышленного экспорта неодинаковы. Поэтому, характеризуя положение развивающихся стран в мировой торговле, авторы доклада Конференции ООН по торговле и развитию (1996 г.) сделали вывод, наименее развитые страны во все большей степени будут "выдавливаться" из системы международных экономических отношений. Глобальный торговый пакт в рамках Уругвайского раунда ГААТ подразумевает сокращение субсидий на экспорт продукции сельского хозяйства. Этим наносится удар по слаборазвитым странам. Себестоимость пшеницы, сахара, мяса и других продуктов повысится. Соответственно, суммарный ежегодный торговый дефицит самых бедных стран к 2000 г. возрастет на 300-600 млрд долл.

Поскольку в мировой торговле снижается доля сырья и продовольствия, то специализация на их производстве теряет свою движущую роль. Чтобы увеличить динамику экономического роста, необходимо осваивать такой сегмент международного экономического обмена, как рынок простейших промышленных товаров, на производстве которых занято большое количество рабочих рук.

В последнее десятилетие развития международной торговли быстро растет объем разного рода услуг. Развивающиеся страны активно используют свои возможности в этой сфере, например, туризм и экспорт рабочей силы на выполнение простейших низкооплачиваемых работ.

Для многих развивающихся стран туризм является важным источником поступления иностранной валюты. Так, для Египта туризм – третий по значимости источник получения СКВ после валютных переводов египетских рабочих, временно занятых за рубежом, и иностранной помощи. Бурно развивается иностранный туризм в Турции (8% в год по сравнению с 4% общемирового роста туризма). Ожидается, что к 2005 г. республика по размерам доходов от туризма займет шестое место в мире. Страна выигрывает в конкуренции с основными соперниками -– Грецией и Испанией благодаря низкой стоимости услуг.

Валютные поступления от экспорта рабочей силы возрастают наиболее высокими темпами именно у развивающихся стран – 10 % в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, развивающиеся страны создают своего рода экспортную специализацию по трудовым услугам. С начала 80-х гг. экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа превышают поступления от экспорта товаров и услуг в пять раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко – 50%, Турции – 60%, Индии – 80%.

 

Развивающиеся страны активно привлекают иностранный капитал с целью развития передовых отраслей и придания динамизма экономике в целом. Поэтому развивающиеся страны стараются совершенствовать инвестиционный климат, создают необходимую инфраструктуру, организую специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. В связи с этим, по данным МБРР, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х гг. заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд долл., несмотря на резкое сокращение темпов его роста в период с 1990 по 1993 г. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился с 56,3 млрд долл. в 1990 г. до 40,8 млрд долл. в 1996 г. Наибольший объем частных капиталовложений приходится на 12 стран со "средним" уровнем дохода (менее 9385 долл. на душу населения). Возглавляет список Китай – 52 млрд долл.

Частный капитал, как правило, идет в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80% частных инвестиций поступает в 20% развивающихся стран, в основном в государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Государственная помощь от развитых стран к середине 90-х гг. начинает сокращаться. Поданным МВФ, в 1995 г. на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами ОЭСР было выделено 59 млрд долл., что на 3 млрд долл. меньше чем в 1994 г. Помощь со стороны ОЭСР составляла всего 0,3% их совокупного ВВП. 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.

В 60-х гг. в ООН после образования на месте бывших колоний и протекторатов самостоятельных государств обсуждался вопрос о размере необходимой помощи развивающимся странам со стороны развитых государств. Речь шла о том, достаточно или нет помощи в 1% ВВП развитых государств. Тогда высказывалось мнение, что для преодоления разрыва в уровнях основных экономических показателей между Севером и Югом в течение 100 лет нужно расходовать на эти цели не менее 2,5% ВВП Северной Америки, Западной Европы и Японии.

Однако за прошедшие 40 лет разрыв в уровне экономического развития самых богатых и самых бедных государств не только не сократился, а заметно вырос и приближается к 1000-кратному показателю. Ежегодная помощь развитию как одна из форм отношений между богатыми и бедными государствами не превышала 0,5% ВВП. Особенно наглядным это сокращение стало во второй половине 90-х гг.

В 1996 г. страны ОЭСР затратили на помощь развитию в среднем 0,25% ВВП, в 1997 г. – 0,22%. Еще заметнее уменьшение ассигнований в абсолютных цифрах – с 55,4 млрд долл. до 48,3 млрд долл. В 1998 г. помощь сократилась до 0,2% ВВП или примерно на 5 млрд долл. Очевидно. что низкие темпы хозяйственного роста в США и Западной Европе, кризис в Японии, незапланированные расходы на ведение военных действий против Ирака и в Югославии не способствуют выделению средств на помощь развитию.

Общее сокращение помощи произошло за счет главных спонсоров – бывших колониальных держав, длительная эксплуатация которыми бывших колоний и являлась причиной отсталости последних. Помощь Франции уменьшилась за последние 12 лет с 0,6 до 0,42%, Бельгии – с 0,47 до 0,3, Великобритании – с 0,28 до 0,22, Японии – с 0,27 до 0,2%. Особенно сильно сократилась помощь со стороны Италии – с 0,39 до 0,1%. Самое сильное воздействие на уменьшение помощи со стороны стран ОЭСР оказало сокращение доли США в ВВП стран ОЭСР с 0,2 до 0,08% ВВП.

Можно выделить несколько причин сокращения помощи развитых государств развивающимся. Первая и главная причина – прекращение противостояния двух противоположных систем в мире, когда государственная помощь развитию была средством борьбы за влияние в Африке, Азии и Латинской Америке. Увеличение помощи со стороны социалистических государств, как правило, вызывало ответные шаги капиталистических государств и международных организаций.

Вторая причина – ограниченность ресурсов богатых государств. Это связано, во-первых, с низкими темпами роста и неблагоприятной конъюнктурой в развитых странах Европы и Америки, во-вторых, с присоединением ГДР к ФРГ, в-третьих, с глубоким и длительным кризисом в Японии.

Третья причина – глубокие кризисы в отдельных регионах мира, угрожающие устойчивости мировой экономики в целом, которые потребовали срочных финансовых вливаний со стороны международных организаций. Например, срочная антикризисная помощь Мексике составила около 60 млрд. долл. Столько же по разным каналам получила Республика Корея. Каждой из этих стран была оказана поддержка на сумму большую, чем вся совокупная помощь развивающимся странам за год.

Четвертая причина связана с открывшимися новыми сферами приложения частного инвестиционного капитала – возможностью покупки крупных хозяйственных объектов или участия в них в странах Восточной Европы, вставших на путь рыночного хозяйствования. Это потребовало кредитов и государственных гарантий развитых стран своим фирмам, вкладывающим капиталы за рубежом. Например, из 50 млрд долл., вложенных частными инвесторами в экономику Китая, не менее 40% гарантированы правительствами стран происхождения инвестиций.

Определенную роль в сокращении ассигнований на помощь развитию сыграла подготовка стран ЕС к переходу на единую региональную валюту. Поскольку государственные финансы стран, переходящих к евро, должны были соответствовать определенным критериям, то им пришлось выравнивать бюджеты, экономить на расходах.

В связи с тем, что негативные тенденции в отдельных регионах мира и мировой экономике в целом сохраняются, нет оснований ожидать существенного увеличения размеров помощи со стороны развитых государств ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе.

Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. С 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам 150 млрд долл. Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики – 165,7 млрд долл. и у Бразилии – 159,1 млрд долл. Быстрыми темпами растет внешний долг азиатских государств – половина прироста мировой внешней задолженности. Замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%).

Долг развивающихся государств накапливается преимущественно за счет частных инвестиций. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония. Ее кредиты азиатским государствам достигли 236 млрд долл. Далее следуют США – 147 млрд долл. (0,15% ВНП США), причем половина этой суммы предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы в размере 106 млрд долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией – 103 млрд долл., в основном странам Азии и Африки. В середине 90-х гг. совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн долл. Выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд долл.

Поскольку вернуть долги многих развивающихся стран весьма проблематично, то одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание.

Страны Запада по отношению к развивающимся странам оказывают и так называемую техническую помощь. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и вузов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и другое. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически не покидает страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора. По некоторым данным, из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.

Пересмотр рядом развивающихся стран в 80-х гг. законодательства о прямом зарубежном инвестировании способствовал улучшению отношений между развивающимися странами и ТНК. Переосмысление роли ТНК многими развивающимися странами идет в направлении изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структурных изменений и развития научно-технического прогресса.

ТНК вносят существенный вклад в развитие стран "третьего мира". Они передают передовые производственные технологии в некоторых отраслях (текстильная, швейная, электронная промышленность). При этом ТНК выступают как инвесторы и как поставщики инвестиционных товаров или технологий (лицензий). При содействии ТНК развивающиеся страны превращаются из экспортеров сырья в продавцов готовых изделий. Деятельность ТНК способствует ускорению процессов инноваций, которые сконцентрированы в развитых странах, но в последние десятилетия все больше перемещаются в новые индустриальные страны. Однако с передачей технологии может быть связано непреднамеренное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. ТНК улучшают в развивающемся мире ситуацию с занятостью. Хотя число рабочих мест, непосредственно связанных с прямыми инвестициями, невелико – менее 1% занятых в экономически активных развивающихся странах.

Международные организации предлагают развивающимся странам использовать ТНК при осуществлении технической помощи. Правительства развивающихся стран со своей стороны борются за привлечение ТНК в свою экономику. Например, американская компания "Дженерал моторс" намерена к 2005 г. удвоить свою долю на азиатско-тихоокеанском рынке, доведя ее до 10%. В этих целях компания намерена на Филиппинах или в Таиланде построить завод по выпуску автомобилей и запчастей стоимостью 1 млрд. долл. Таиланд имеет преимущество в том, что у него лучше развит автомобильный рынок. Однако Филиппины предложили "Дженерал моторс" ряд льгот, включая налоговые и таможенные, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.

Развивающиеся страны, подчиняясь объективным законам международных связей, как правило, находят необходимый паритет между своими целями, проблемами социально-экономического развития и интересами ТНК в экономике их страны.

 

С начала 70-х гг. развивающиеся страны активно выступают за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). Основные принципы НМЭП были сформулированы в декларации и программе действия по его установлению, принятых VI специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в мае 1974 г., а также в Хартии экономических прав и обязанностей государств, одобренной XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре того же года.

Развивающиеся страны выдвинули следующие требования:

· равенство государств в МЭО;

· соблюдение национального приоритета над природными ресурсами;

· полноправное участие на демократической основе в решении мировых экономических проблем;

· ограничение стихии рынка, деятельности ТНК;

· передача новых технологий, создание льготных условий в торговле и механизма перераспределения доходов в пользу развивающихся стран;

· решение проблемы внешней задолженности;

· расширение сотрудничества между самими развивающимися странами.

Борьба за установление НМЭП прошла в три этапа.

На первом этапе в 70-х гг. промышленно развитые страны активно обсуждали проблемы развивающихся стран. Наиболее плодотворной стала IV сессия ЮНКТАД (1976 г.), где были приняты некоторые положения по реализации НМЭП. Была также выработана Интегрированная программа по сырьевым товарам для стабилизации рынков и цен.

Во второй половине 70-х гг. позиции ведущих развитых стран по отношению к требованиям развивающихся стран стали более жесткими. Льготы, полученные развивающими странами, стали подрываться новыми протекционными мерами со стороны стран Запада. На V сессии ЮНКТАД в 1979 г. в Маниле развивающиеся страны столкнулись с сопротивлением развитых стран при попытке принять Кодекс поведения ТНК.

На втором этапе воплощения принципов НМЭП в жизнь в конце 70-х – 80-х гг. идея нового международного экономического порядка зашла в тупик. Требования развивающихся государств не находили поддержки у развитых стран. Обе стороны оказались не готовы к установлению НМЭП.

Третий этап с конца 80-х гг. характеризуется тем, что развивающиеся страны меняют тактику поведения. Если раньше у них преобладал критический подход к структуре и механизму МРТ и системе мирохозяйственных связей, то теперь они все активнее принимают участие в разработке механизмов функционирования МЭО, становятся полноправными членами различных международных организаций, ведут конструктивный диалог с промышленно развитыми странами.

В 1988 г. и 1994 г. состоялись два Всеамериканских совещания на высшем уровне, где помимо общих политических вопросов рассматривались вопросы об усилении присутствия латиноамериканских стран на мировых рынках, об укреплении справедливости и предоставлении равных возможностей в торговле. Новой темой стала проблема торгово-экономической интеграции Американского континента.

В 1996 г. состоялась встреча глав государств и правительств 15 стран ЕС и 10 стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, главной задачей которой стало налаживание более тесных политических и торгово-экономических взаимоотношений между европейскими и азиатскими странами. В результате встречи был создан специальный институт (AIEM) для укрепления азиатско-европейского стратегического партнерства в экономической и политической сферах, а также вопросах безопасности и контроля над вооружениями.

Входящие в AIEM страны обязались содействовать межрегиональной кооперации на принципах ликвидации практики протекционизма и обеспечения режима экономической безопасности обоих континентов.

В современных условиях и развитые, и развивающие страны осознали невозможность решения проблем международного экономического порядка на основе взаимных требований, претензий, конфронтации. Постепенно происходит переход к более сбалансированным позициям во взаимных отношениях. Создание элементов механизма НМЭП перемещается с глобального уровня на региональный. Процессы выработки НМЭП стали носить коллективный характер. И развитые, и развивающие страны вместе ищут пути и средства для расширения сотрудничества, торгово-экономической интеграции, вырабатывают новые механизмы взаимовыгодного сотрудничества, кооперации в системе международных экономических отношений.