Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала.
Государство использует следующие меры регулирования движения капитала:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктурой, оказание технической помощи.
Показателен опыт государственного регулирования движения капитала США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь — защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия, предоставляемые государственным органам по антитрестовскому законодательству. В целом же возможности местной администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче опыт по стимулированию инвестиций. Один из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США — зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств.
Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты США предусматривают: налоговые льготы; субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информацией потенциальных инвесторов.
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., г. Джакарта) «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. В этом «кодексе», который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:
· транспарентность;
· недискриминационный подход к странам-донорам;
· национальный режим для иностранных инвесторов;
· сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;
· минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;
· отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
· обеспечение регистрации и конвертируемости;
· устранение барьеров при вывозе капитала;
· избежание двойного налогообложения;
· соблюдение иностранным инвестором наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны реципиента;
· разрешение на въезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
· разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.
Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшим критерием в привлечении внешних инвестиций.