Услуги в мировой торговле. Динамика развития мировой торговли услугами. Доля услуг в мировой торговле. Факторы, влияющие на динамику международной торговли услугами.
К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих странах мира выросла в крупнейший сектор хозяйства. В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой» торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
Динамику услуг определяет ряд основополагающих долговременных факторов экономического развития. В ходе общественного разделения труда выделились звенья, специализирующиеся на производстве услуг, что вызвано ростом потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста, источниками которого стали научные знания, нематериальные накопления, человеческий фактор. Процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.
Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций появился новый спектр услуг, радикально обновляются их виды, повышается качество обслуживания. На развитие услуг также влияют приватизация и дерегулирование многих отраслей, либерализация внешнеэкономических операций.
Сильным стимулом развития услуг явилась структурно-технологическая перестройка материального производства в 80-х годах. В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах – технических, сбытовых, управленческих и других. Одновременно из состава крупных фирм выделялись и переходили в самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах.
Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1983-1996 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%. Еще более динамично растет спрос на услуги со стороны производства. В частном секторе США расходы только на деловые услуги по отношению к конечному продукту за 1977-1993 гг. выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности – с 10 до 16,2%, в здравоохранении – с 4,4 до 11,6%.
Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.).
Таблица 7.3
Наименование | 1991 г.* | 1993 г.* | 1996 г. |
Экспорт услуг | 860,0 | 1030,0 | 1170,0 |
Экспорт товаров | 3441,7 | 3600,0 | 4830,0 |
Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров | 25,0 | 28,6 | 23,9 |
Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории других стран примерно в три раза больше.
Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и Германия (табл. 7.4).
Таблица 7.4
Внешняя торговля услугами (млрд. долл.):
Страна | Экспорт | Импорт |
США | 189,5 | 128,3 |
Франция | 96,0 | 76,9 |
Германия | 79,5 | 130,3 |
Великобритания | 69,5 | 57,3 |
Япония | 63,9 | 121,6 |
Нидерланды | 47,2 | 45,3 |
Сянган | 36,1 | 21,2 |
Сингапур | 29,3 | 16,5 |
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:
во-первых, многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне;
во-вторых, активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
в-третьих, торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамках ГАТТ/ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.