Шарнирно-рычажные механизмы
Шарнирно-рычажные механизмы рекомендуются для повышения усилия двигателя от 3 до 7 раз. Большой выигрыш в силе они обеспечивают при малых потерях на трение. Так же, как рычажные, они не обладают самотормозящим свойством.
Эти механизмы незаменимы в тех случаях, когда требуется не только повысить усилие, но и далеко отвести зажимные кулачки.
На рисунке показано фрезерное приспособление с однорычажным шарнирным механизмом.
Рис. 15
Обрабатываемая деталь 2 устанавливается своим отверстием на посадочный палец 1. Зажим ее осуществляется Г-образным рычагом 3, работающим в паре с шарнирным звеном 4.
При обратном ходе поршня шток тянет за собой звено 4, которое откидывает рычаг 3, чем обеспечивает удобное положение для снятия и установки детали.
Недостатком шарнирных механизмов является то обстоятельство, что сила зажима у них непостоянна и резко меняется в зависимости от величины угла α наклона рычагов.
Для надежной работы механизма необходимо выполнить следующие условия: при закреплении полномерной детали угол α должен быть порядка 10°, а при зажиме детали с наименьшим размером - не менее 5°.
Малый запас рабочего хода зажимных звеньев позволяет применять этот механизм только для закрепления, деталей с обработанными поверхностями, разномерность по зажимному размеру которых не превышает 1 - 2 мм [3].