Финансовый контроль как функции управления
I Понятие и сущность контроля
Контроль – проверка, а также постоянные наблюдения в целях проверки или надзора. Лица, занимающиеся этим – контролеры.
Ревизия – обследование чьей-либо деятельности для установления законности и правильности деятельности, пересмотр чего-нибудь с целью внесения коренных изменений.
Рыночные преобразования в России обозначили новые подходы к осуществлению контроля и управления. В переводе с французского контроль – это проверка чего-нибудь, он сформулирован посредством перестройки термина и обозначает в переводе «список, ведущийся в двух экземплярах».
Т.о. для контроля необходимо иметь как минимум два независимых друг от друга источника информации об одном и том же факте с целью сравнения (бухгалтерский учет – двойная запись).
Имеются две концепции контроля:
1) контроль как функция управления (кибернетический подход). Контроль представляется как заключительный и обязательный этап любого процесса принятия решения. Контроль – это одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдений и проверки функционирования управляемого объекта с целью обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений.
2)
|
|
|

T0 – T1 - предварительный контроль, осуществляется до начала операции
T1 – T2 – текущий контроль, осуществляемый в ходе хозяйственной операции
T2 – T3 – последующий контроль, после осуществления хозяйственной операции
Контроль представлен такими формами как: 1) внутрихозяйственный контроль; 2) ревизия; 3) аудит.
II Виды контроля: независимый финансовый контроль и внутрихозяйственный.
Рассмотрим виды финансового контроля. Первый из них – независимый финансовый контроль. Он подразделяется на государственный, ведомственный, аудиторский.
Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами.
Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций, учреждений.
Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными фирмами, имеющими лицензию на право деятельности.
Основная цель независимого (внешнего) финансового контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлено финансовое положение в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными органами.
К внешним органам контроля относятся:
· Органы государственного финансового контроля (Степашин), Счетная палата России, налоговые органы, федеральное казначейство, органы исполнительной власти (контроль проводится на основании законодательного наделения этих органов правом осуществления контрольных процедур)
· Органы контроля банков, страховых, инвестиционных и иных организаций, особо заинтересованных в высокой степени достоверности информации
· Аудиторские фирмы и аудиторы.
Внутрихозяйственный контроль.Современные условия хозяйствования характеризуются увеличением числа пользователей отчетной и текущей информации как на внешнем (кредиторы, инвесторы, государство, крупные деловые партнеры), так и на внутрихозяйственном (собственники, администрация, экономические службы)
Внутренняя экономическая информация является базой для принятия обоснованных экономических решений. Пользователи через годовую бухгалтерскую отчетность опираются в своих решениях на данных об имущественном и финансовом положении.
Особое место в системе контроля отводится органом внутрихозяйственного контроля. К ним относятся:
· Ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия)
· Наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами)
· Отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно-действующей службой в интересах высшего звена управления)
Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля (например – инвентаризация для цели ревизии должна проводиться сплошным методом по всем материальным ценностям, тогда как для аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она может быть ограничена видом материальных ценностей или материально-ответственным лицом)