Вопрос 3.6. Виды стандартов
В зависимости от объекта стандартизации и требований к нему различают следующие виды стандартов:
- основополагающие стандарты;
- стандарты на продукцию;
- стандарты на процессы, работы;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений);
Основополагающие стандарты устанавливают организационно-технические положения для определенной области деятельности, общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание и единые подходы к различным действиям и процедурам.
Примером такого стандарта является ГОСТ Р 1.0 -2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Основополагающий организационно-методический стандарт ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения и отмены» определяет порядок разработки, утверждения и аннулирования стандартов.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам одноименной продукции (услуг) или к конкретной продукции. На продукцию разрабатывают такие основные подвиды стандартов: 1) термины и определения; 2) общих технических условий; 3) параметров или размеров; 4) правил приемки, упаковки, хранения, транспортировки.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различных работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) – разработка, эксплуатация, утилизация. Стандарты на процессы должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения в соответствии с целями стандартизации. В настоящее время разрабатываются стандарты по системам менеджмента качества и идентификационному менеджменту.
Стандарты на методы контроля(испытания, измерений, обработки информации) устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, использовании и сертификации. Устанавливаемые в стандартах методы должны обеспечить точность и воспроизводимость результатов.
В общем случае в стандарты должны устанавливать средства и методики измерений, погрешность измерений, правила обработки результатов,