Вопрос 3.4. Принципы стандартизации

Вопрос 3.3. Цели стандартизации

Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений (что соответствует целям технического регулирования);

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений и взаимозаменяемости;

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- обеспечения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической информации систем обеспечения качества продукции;

- обеспечение сопоставимости результатов исследований, (испытаний);

Под взаимозаменяемостью понимается принцип конструирования и изготовления изделий, при котором обеспечивается равноценная замена одного типа продукции однотипным с обеспечением качественной работоспособности.

Перечисленные цели стандартизации полностью соответствуют аналогичным целям стандартизации, принятыми в развитых странах мира, а также документах международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.)

Стандартизация, как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы отражают основные закономерности в разработке стандартов, определяют условия реализации и тенденции развития. Можно определить пять основных принципов стандартизации.

1. Добровольного применения стандартов. Этот принцип существенно отличает ранее существующую систему стандартизации от действующей в настоящее время. Согласно статье 46 «переходные положения» Закона РФ «О техническом регулировании» до вступления в силу технических регламентов, требования к объектам стандартизации, установленные стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества различных форм собственности;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.