Особенности восприятия аудиовизуальной информации человеком

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при разработке и использовании аудиовизуальных средств обучения. Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания, не интересующие его, то есть выделять главное. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не зная которых и не используя в своей работе, преподаватель не сможет реализовать весь потенциал, заложенный в АТО.

В процессе эволюции человеческий мозг выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды раздражителей, и при наличии некоторых факторов объект может вызывать реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на наглядном материале или в учебном фильме можно вызвать совершенно противоположную реакцию у обучающегося.

Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект – тем сильнее отторжение в случае несоответствия изображения поставленной цели.

Цвет в определенных пропорциях способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься нами как опасность и вызывать реакцию недоверия.

Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Так, например как один черный объект выделяется среди группы белых, большой – среди маленьких, цветной – среди черно-белых, движущийся – среди неподвижных и т.д.

Глаз человека обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57°, оптимальный – 35–40°. Эти данные позволяют определить наиболее благоприятные размеры демонстрируемого изображения для различных расстояний рассматривания. Например, если экран монитора компьютера находится на расстоянии в 35–40 см от глаз человека, то оптимальный размер изображения составляет 15–18 см по высоте и 10–14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения).

Важен не только благоприятный размер, но и размещение основных элементов в соответствии с законами композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой области изображения, а остальную часть, ближе к краям, как бы размывает. Мозг просто отсеивает эту информацию. Пренебрегать данной особенностью при построении наглядного материала нельзя.

Приведем пример: Вы разместили на слайде презентации материал, содержащий большое количество анимированных изображений, бегущих строк, каждое из которых активно привлекает внимание. Мозг акцентирует внимание на эту информацию, так как природа заложила в него приоритет движущихся объектов и их изображений над неподвижными. Но другие объекты также активно требуют к себе внимания. В результате мозг наблюдателя не в состоянии выделить главный объект на фоне второстепенных. Подсознательно возникает реакция тревоги и отторжения увиденного.