Этнические процессы

Классификация государств по этническому признаку

Существует несколько вариантов классификации государств по этническому признаку. Прежде всего, государства делятся на национальные и многонациональные. Многонациональными являются государства, где много народов проживает на своей этнической территории (Россия, Индия и т.д.). Национальные - это государства, образованные вследствие самоопределения какого-либо народа и выражающие его интересы. Они могут быть моноэтническими, т.е. сформированными на основе одного этноса, который трансформировался в нацию (Япония) и полиэтническими. Полиэтнические образуются двумя способами – во-первых, государства типа "плавильного котла", когда разные оторванные от своих корней этнические группы создают государство и "переплавляются" в одну нацию; во-вторых, государства, где инициатором и основным носителем государственности на первых порах выступал один этнос, но рядом с ним были представители других этнических групп и меньшинств, оторванных территориально от своих наций; после провозглашения государственной независимости они консолидируются на основе общего гражданства - к таким относится и Украина.

По классификации американского политолога Г. Нельсона государства по этническому принципу делятся на пять групп:

1.Государства с одной этнической нацией; к таким относятся страны, где к одной нации принадлежит более 95% населения - это Польша, Япония, Норвегия и ряд других – всего 45 стран.

2.Государства, в которых одна этническая нация насчитывает от 60 до 95% населения – к таким относятся Австрия, Китай, Великобритания, всего – 62 страны.

3.Государства, в которых один этнос насчитывает от 40 до 60%, и где, кроме того, проживают от 7 до 20 этнических групп – это Афганистан, Иран и еще 15 стран.

4.Бинациональные или двухнациональные государства, где две этнические нации насчитывают от 65 до 96% - Бельгия, Перу, Таиланд, всего – 21 страна.

5.Мультинациональные или многонациональные государства, в которых три этнические нации насчитывают от 34 до 97% и еще проживают от 5 до 19 этнических групп; к таким относятся Индия, Канада, Нигерия, всего – 19 стран.

Американский политолог У. Коннор делит государства по этническому критерию на четыре группы:

1.Нации-государства (с этнически однородным населением) – Япония, Норвегия, Польша.

2.Иммигрантские государства - США, Австралия, Канада, Новая Зеландия; в них высок уровень ассимиляции, во внутренней политике господствует этнический нейтралитет.

3.Метисные государства – страны Латинской Америки, население которых сформировалось путем смешения многочисленных этносов и различных рас.

4.Многонациональные государства, которые в свою очередь делятся на группы в зависимости от количества этносов, для которых они стали территорией формирования:

- однохоумлендные, такие как Литва, Латвия, Эстония и др.;

- многохоумлендные, к которым относятся Россия, Индия и ряд других стран;

- нехоумлендные – страны, возникшие в результате миграции этносов.

Формы государственного устройства не зависят от этнического состава населения той или иной страны. Однонациональные государства могут быть как в унитарной (Япония, Франция), так и в федеративной (Австрия, Германия) формах. Многонациональные государства могут быть как в унитарной (Великобритания, Шри Ланка), так и в федеративной (Канада, Швейцария) формах. Характерно, что большинство многонациональных унитарных государств сталкиваются с разными формами сепаратистских движений. Сегодня в мире 150 государств из 200 - унитарные.

Преимущества унитарного государства: определенная экономичность; простота и оперативность принятия решений; легкость надзора и контроля за выполнением решений; стойкость в экстремальных условиях.

Недостатки: закрепление авторитаризма; унификация особенностей этнических общностей; ограничение инициативы региональных властей; зарождение экстремизма и сепаратизма.

Типы унитарных государств - централизованные, в которых должностные лица всех уровней назначаются центром, и децентрализованные, в которых региональные органы власти формируются независимо от центральных органов управления. Признаками унитарных государств являются наличие единого руководящего центра и вертикально-иерархические властные структуры.

К признакам федеративного государства относятся: разделение полномочий центра и регионов по конституции; двухпалатный парламент; участие субъектов федерации в законодательном процессе; децентрализация управления; два, три и более государственных (официальных) языка.

Преимуществами и одновременно недостатками федерации являются: открытость, гибкость, плюрализм; децентрализация, что с одной стороны, ведет к росту инициативности и демократизма, с другой - к росту местной бюрократии и увеличению расходов на содержание государственного аппарата; согласительный характер власти, что ведет к вечному поиску компромисса.

В 18 федеративных государствах проживает 39% населения планеты. К ним относятся Индия, Пакистан, США, Российская Федерация, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, Федеративная Республика Германия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Существует такой тип государственных образований, как конфедерация. Выделяют три типа конфедерации - сообщество (содружество) - к ним относятся СНГ, ЕС и др.; ассоциация (форма отношений между мелким и крупным государством) - например, Монако-Франция, Сан-Марино-Италия, Пуэрто-Рико-США, Фарерские острова-Дания; лига - например, НАТО, Лига арабских государств и т.д. Исторические типы конфедераций - Сенегамбия (1981-1989), Германия (1815-1864), США (1776-1787), Швейцария (1291-1849).

Специфической формой государственного устройства является империя. Древнейшие ее формы - Рим, Византия, империя Карла Великого и другие. Многие страны прошли через такую форму государства, а некоторые - Германия, Россия, Франция - дважды. В ХХ веке империями были Австро-Венгрия, Британия, Германия, Оттоманская империя, Португалия, Франция, царская Россия и СССР. С распадом СССР империй в мире не существует.

По геополитическому положению империи делятся на внутренние (единый территориальный массив) и внешние (территориальная разбросанность владений), по времени существования - на древние и новые, а также "новейшие" (СССР и фашистская Германия), по режиму - на авторитарные, тоталитарные и "смешанные".

Для империи характерно сочетание признаков унитарного государства и федерации (федеративность носит иногда декларативный характер). Черты империи - наличие колоний; господство одной идеологии; существование огромной бюрократии; культ насилия; слияние в имперской элите периферийных элит; агрессивность; стремление к мировым масштабам (господству); сосредоточение всех богатств в центре; ограничение предпринимательской инициативы; страх перед реформами; антинациональная политика; самоизоляция. Могильщиком империй является национализм.

В целом процесс самоопределения народов является одним из проявлений всемирной тенденции к демократизации и децентрализации общественной жизни. Тем не менее, национальное государство не может рассматриваться как единственно возможная форма политического самоопределения наций. Во многих случаях это может быть автономия.

Формы автономии:

-политическая автономия характеризуется наибольшим объемом полномочий, конституционными и другими атрибутами государственности;

-культурно-национальная автономия годится для рассеянных народов, которые не проживают компактно на одной территории;

-территориальная автономия подходит для этнически смешанных регионов, где политическая автономия может привести к угрозе нарастания сепаратизма.

 

Они тесно связаны с таким понятием, как этногенез, или происхождение народов, то есть процесс возникновения и развития этнической общности. Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы. Эволюционные – процессы, выражающиеся в изменении одного из основных элементов этноса (языка, культуры, структуры и т.д.). Трансформационные – изменения, ведущие к перемене этнической принадлежности, то есть к смене этнического самосознания.

Выделяются также этноразъединяющие и этнообъединяющие процессы.

К этноразъединяющим относятся:

Парциация - разделение единого этноса на более-менее равные части, не отождествляющие себя со старым этносом - арабские народы, восточные и западные бенгальцы и др. Продолжительное существование в пределах разных государственных образований привело к тому, что, скажем, житель Марокко уже плохо понимает язык жителя Йемена, хотя оба вроде бы говорят на арабском.

Сепарация - отделение части этноса и превращение его в самостоятельный этнос в результате переселения за границу, либо политического и религиозного отделения. Наиболее ярко этот процесс проявился среди югославянских народов. Говорящие на одном языке сербы и хорваты принадлежат к разным конфессиям, что несколько раз на протяжении времени их соседства приводило к кровавым конфликтам, в которых эти народы уничтожали друг друга, не нуждаясь в помощи переводчиков.

Дисперсизация - отделение небольших групп в результате миграции. Миграция может быть, в том числе, вынужденной, как в случае с русскоговорящими гражданами бывшего СССР, оказавшимися на территории прибалтийских республик. Дисперсные группы русских в странах Балтии, несмотря на недолгий срок обособленного существования, уже приобрели черты, отличающие их от основного этнического массива - во всяком случае, в ментальности.

К этнообъединяющим относятся:

Консолидация – слияние нескольких самостоятельных, родственных по языку и культуре народов в новый, более крупный этнос (межэтническая консолидация), либо внутреннее сплочение народа за счет сглаживания различий между имеющимися группами (внутриэтническая консолидация). Примером межэтнической консолидации может служить ситуация в некоторых странах Африки. Скажем, правительство Нигерии поставило целью постепенное объединение многочисленных этнических групп на базе двух языков - хауса и йоруба, а в Кении и Танзании основой консолидации служит язык суахили. В Украине внутриэтническая консолидация произошла в XVII веке в период национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, когда ускорению этого процесса способствовало наличие внешнего врага.

Ассимиляция – растворение одного этноса или его части в другом, более многочисленном, в результате чего утрачиваются многие исконные этнические свойства и приобретаются новые. Ассимиляция может быть структурная, культурная и языковая. Языковая, в свою очередь, может быть естественной, принудительной, а также добровольно-принудительной. Примером естественной ассимиляции может служить судьба кочевого народа булгар. Этот тюркский этнос, завоевав север Балканского полуострова и покорив проживавшие здесь славянские племена, растворился в них, полностью утратив язык. В свою очередь, местные славяне приняли название своих завоевателей – болгары, а также их внешний облик. Принудительной ассимиляции подверглось украинское население Польши после 1945 года. Этот процесс осуществлялся с помощью насильственного выселения из мест компактного проживания на присоединенные северные и западные земли. Добровольно-принудительная ассимиляция была характерна для бывшего Советского Союза, где бастионом русификации были, например, Вооруженные Силы, хотя формально все языки народов СССР были равноправными.

Быстрота ассимиляции зависит от таких факторов, как родство этнических групп, степень культурного сходства, численность ассимилируемой группы, более низкий социальный статус ассимилируемой группы, территориальная рассеянность, а также то обстоятельство, является ли ассимилируемая группа иммигрантской или автохтонной (коренной).

Интеграция- формирование политической нации, чувства гражданства и патриотизма, с сохранением этнических особенностей. Черты этнической интеграции: относится к группам, а не к отдельным людям; происходит на равноправной основе; ведет не к возникновению какой-либо этнической общности, а к формированию политической нации.

В этнополитических процессах действуют центробежные силы (подчиненные этносы) и центростремительные силы (доминирующие этносы). Таким образом, одной из закономерностей этнополитического развития человечества является смена процессов дезинтеграции и интеграции. Они могут быть как добровольными, так и принудительными. Одним из примеров принудительной дезинтеграции является судьба так называемых "разделенных наций". Но эта дезинтеграция произошла в результате внешнего воздействия - раздел Украины между Московским государством и Польшей, между Российской империей и Австро-Венгрией; разделы Польши Россией, Австрией и Пруссией, оккупация Германии, Вьетнама и Кореи в 1945 году, поддержка гоминьдановского Тайваня США и Японией. В то же время дезинтеграция возможна и в результате внутренних причин, как, например, распад СССР и Югославии.

К причинам подобного рода дезинтеграции можно отнести:

1.Резкое усиление экономического, военного, политического угнетения.

2.Резкий рост социальной мобилизации и политической активности.

3.Резкий рост региональной экономической, культурной, социальной, лингвистической дифференциации.

4.Упадок политических и административных возможностей правительства.

5.Закрытый характер политической элиты, увеличение враждебных контрэлит.

6.Неспособность правительства своевременно проводить необходимые реформы.

Восток и запад Европы с точки зрения социально-экономического и этнополитического развития разделяет эпоха в 150-200 лет. На западе растет роль гражданского общества и падает - национального государства (в странах, находящихся на стадии постиндустриального, кое-где - информационного общества). Для востока Европы, находящегося на стадии индустриального, кое-где - традиционного общества, характерно отсутствие гражданского общества и этноцентризм.

Концепции интеграции:

Коммуникационная (К. Дойч) предусматривает нарастание экономических, политических, культурных и других связей между нациями и постепенное их сближение.

Функциональная (Т. Парсонс) предполагает усиление интеграции как результат действия специальных механизмов. К таковым можно отнести, скажем, руководящие органы Евросоюза.

Неофункциональная (Э. Гаас) исходит из того, что интеграция в одной области способствует интеграции в другой. Например, вступление той или иной страны в НАТО, как правило, предполагает впоследствии ее вступление в Евросоюз.

Унификационная (А. Этциони) видит в интеграции принудительную силу. Подобных воззрений придерживаются антиглобалисты, считающие глобализацию насильственной акцией со стороны США и других стран "большой семерки".

Как пример добровольно-принудительной интеграции можно привести Содружество Независимых Государств, в которое входят страны, пока не подходящие по различным параметрам в кандидаты на вступление в другие интеграционные структуры, то есть государства, которым «некуда деться».