Й учебный вопрос: Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий

Остановимся на описании дидактических возможностей ИКТ, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания. Дидактическими возможностями ИКТ являются:

· незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот,
реплика последней требует реакции пользователя;

· визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта,
его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

· моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов,
явлений — как реальных, так и виртуальных (представление
на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

· архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

· автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

· автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной
деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая
включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в
учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

В современных программных разработках, предназначенных для образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды учебной деятельности.

1. Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка
информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

2. Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

3. Компьютерная визуализация учебной информации: компьютерная визуализация изучаемого объекта — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса. Требование обеспечения
компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой к программным средствам учебного назначения предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так
и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в
динамике развития, с сохранением возможности диалогового
общения с программой.

4. Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или
механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

5. Управление отображением на экране моделей различных объектом, в том числе промышленных или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

6. Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка и тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

· информационно-справочная, за счет представления
разного рода информации (при использовании баз данных,
средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе
теоретического материала, методики решения задач и т. п.;

· наглядная демонстрация материала, компьютерная
визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

· индивидуализация и дифференциация процесса усвоения учебного материала в ходе занятий и самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

· оптимизация учебного процесса за счет возможностей
поэтапной работы или работы в определенном темпе;

· контролирующая за счет осуществления объективного
контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков;

· корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

· диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

· автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;

· моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений;

· автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран
компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Специфика каждого занятия с использованием средства
обучения, функционирующего на базе ИКТ, определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных
технологий для достижения определенных педагогических
целей:

1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации. Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации. Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом обучаемый получает возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.

3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования. Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы
(стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием
средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации,
в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит
возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.