Лекция 5. Психодинамическая парадигма психологической помощи.

1. Механизмы возникновения психологических проблем в психодинамическом направлении.

2. Виды психологических защит и этапы работы с ними.

 

С этой лекции мы начнем знакомиться с социально-психологическими основам и научной методологией оказания психологической помощи. Научная база – это то, что кардинальным образом отличает профессиональную психологическую помощь, направленную на изменение, от бытовой, направленной на поддержку. На теоретико-методологических основаниях психологической помощи базируется выбор и принятие консультантом определенной модели человека, согласно которой выделяются движущие силы и механизмы возникновения (и, соответственно, разрешения) психологических проблем. Теория, которой пользуется психолог, задает принципы оказания профессиональной помощи. Через обобщение накопленных сведений, выделение в них существенного теория делает понятными для психолога сложные явления хаотичного, дезорганизованного внутреннего мира клиента, столкнувшегося с трудноразрешимой проблемой. На основе теории психолог может сформулировать динамичные гипотезы в отношении характера и причин возникших затруднений, а также подобрать эффективные (с точки зрения этой теории) методы их преодоления. С накоплением практического опыта оказания психологической помощи психолог может сконструировать собственную теорию или развить положения уже имеющейся, чтобы она отражала индивидуальный опыт взаимодействия с клиентами и в то же время учитывала уже известные теоретические направления. Научно-исследовательская и практическая работа идут вместе, а не порознь.

Классификация и характеристика возможных подходов к теоретическому осмыслению процесса психологической помощи опирается на следующие основания:

- общепсихологическое понимание личности и движущих сил ее функционирования и развития;

- детерминация психологических проблем.

На сегодняшний день можно выделить семь теоретико-методологических парадигм оказания психологической помощи:

1) психодинамическая (глубинная психология),

2) гуманистическая,

3) когнитивно-поведенческая,

4) экзистенциально-феноменологическая,

5) конструктивистская,

6) системная,

7) эклектичная и интегративная.

 

Вопрос 1. Психодинамическая (или глубинная) психология опирается на теорию, предложенную З. Фрейдом. В рамках этой парадигмы существует великое множество концепций, вращающихся вокруг центрального пункта фрейдовской теории – концепции бессознательного. Общее понимание личности во фрейдовской концепции сводится к следующим положениям. Структура личности представляет собой трехкомпонентную пирамиду. В основании этой пирамиды находятся биологические влечения, которые группируются вокруг двух полюсов: Эроса и Танатоса. Эрос представляет собой положительную модальность влечений (связанную с созиданием) Танатос – отрицательную (связанную с разрушением). По сути, личность в этой концепции представляет собой некоторую природную батарейку, заряженную особого рода энергетикой – либидо. Работа этой батарейки осуществляется по принципу гомеостаза – стремления к психическому равновесию, достигаемого через удовлетворение разнообразных влечений. Биологическая основа личности получила обозначение «Оно» (Id). «Оно» является вместилищем биологических инстинктов и потребностей организма, требующих своего удовлетворения, которое и составляет сферу бессознательного. Состояние «Оно» характеризуется динамикой бессознательных сил – энергии (либидо) и аффекта (катексиса), ограниченных в своем внешнем проявлении принципом реальности и социальным контролем, реализуемыми другими личностными структурами.

Удовлетворение потребностей, возникающих в Id, возможно только на основе взаимодействия с окружающей реальностью, поиска адекватных потребностям источников (объектов) удовлетворения. Причем, каждая из потребностей может быть удовлетворена только адекватным именно ей объектом реальности, только в этом случае наступает гомеостаз – состояние равновесия, удовлетворенности. Для поиска адекватных объектов, источников удовлетворения, которые можно использовать в сложившихся обстоятельствах жизни, имеется особая психическая структура – «Я» (Ego), которая представляет собой сознательную сферу психического. Именно Ego осуществляет связь организма человека со средой обитания, и, основываясь на принципе реальности, оценивает ее с целью поиска подходящих объектов, источников удовлетворения потребностей.

Для того чтобы Ego могло осуществлять такой поиск, на сознательном уровне должны быть представлены те самые потребности, которые зарождаются и функционируют на бессознательном уровне. В противном случае, Ego не сможет найти адекватный для каждой потребности объект, источник удовлетворения, состояние гомеостаза не наступит, и человек будет находиться в неудовлетворенном состоянии, испытывать психологический дискомфорт.

Как известно, сознательная структура личности формируется в возрасте около трех лет. Функцию Ego до этого времени выполняют родители. Точнее, родитель, который осуществляет заботу о ребенке в младенческом (до 1 года) и раннем (1-3 года) возрасте. Как правило, этим родителем в силу культурных традиций выступает мать. Поэтому в психодинамическом подходе мать выступает ключевой фигурой в объяснении механизмов возникновения психологических проблем. Психологическое неблагополучие выступает следствием неблагополучных отношений с родителем (например, матерью) в младенческом и раннем возрасте. В первые месяцы жизни ребенок не является отдельным, самостоятельным существом, он практически во всем зависит от матери. Мать воспринимается младенцем как неотъемлемая часть его личности. Их отношения носят слитный, нераздельный характер, это отношения тождества родителей и ребенка. Сам ребенок не в состоянии различать свои потребности, не имеет сознания себя.

Именно родитель, осуществляющий заботу о ребенке в возрасте до трех лет, определяет и помогает удовлетворять складывающиеся в Id потребности и реализовывать имеющиеся там влечения, формируя представления о том, что и как может быть удовлетворено на основе принципа реальности. Родитель может выстраивать с ребенком объектные и субъектные по стилю взаимодействия отношения.

Субъектные отношения характеризуют мать, обеспечивающую достаточную любовную заботу, которая адекватно реагирует на сигналы, идущие от ребенка. Она распознает актуальные для младенца телесные и эмоциональные потребности и удовлетворяет их подобающим образом. Если ребенок голоден, мать предоставляет ему еду. Если ребенок нуждается в смене пеленок после совершения туалета, она их меняет. Если ребенок испытывает дискомфорт, мать устраняет неприятный фактор. Если он хочет почувствовать тепло и уют, мать отвечает заботой и лаской. Адекватное реагирование со стороны матери наряду с эмоционально насыщенным общением, в ходе которого младенец усваивает модальность отношения к нему, позволяют ребенку составить правильную телесную схему своего тела и сформировать мотивацию к его познанию. Тем самым ребенок переходит в стадию первичного нарциссизма, завершающуюся формированием развитого телесного «Я». На основе развитого телесного «Я» складывается личностный механизм восприятия своего тела, а также определяются условия удовлетворительного взаимодействия «Я» с внешним миром.

Объектные отношения характеризуют мать, которая испытывает частичную беспомощность в реагировании на сигналы ребенка. Она не в состоянии адекватно распознать, о каких неудовлетворенных потребностях сигнализирует ей младенец, не уделяет ему достаточно внимания и заботы. Между матерью и ребенком устанавливается односторонняя коммуникация. Она адекватно реагирует только на отдельные телесные потребности, острую материальную нужду или явную болезнь. Не понимая эмоциональных запросов со стороны ребенка, она интерпретирует его недовольство как каприз, поскольку материальные потребности ею удовлетворены. Любую спонтанную экспрессию ребенка такая мать воспринимает как оскорбление своих материнских чувств («Ну, чего же тебе еще нужно от меня?!»). Это жестко контролирующая и одновременно постоянно покидающая (если ее ожидания не оправдываются) ребенка мать.

Как результат, у ребенка в такой системе отношений с матерью складывается дефектное, разорванное «Я», в котором представлены только отдельные, изолированные телесные функции, неясные влечения и потребности, поскольку мать реагировала на одни и те же потребности не всегда, а только в случае крайней нужды. Непредставленные в «Я» функции начинают проявлять себя в виде болезненных симптомов, поскольку у ребенка не оказывается другого пути «достучаться» до своей матери и окружающих людей в целом, развивается агрессия. Параллельно с этим у ребенка развивается гиперактивность и происходит патологическая трансформация изначально конструктивной агрессии по отношению к неудовлетворяющей его потребности матери на свое собственное тело (поскольку ребенок усваивает негативное отношение к этому телу со стороны матери).

Таким образом, психологические проблемы есть результат отрицательного отношения индивида к отдельным характеристикам своего «Я», вызванного неконструктивными отношениями со значимыми людьми из ближайшего окружения. Возникновение дезадаптивных реакций на травмирующие жизненные события оказывается связанным здесь с неразвитой способностью человека устанавливать четкие границы своей идентичности, разделять свое и чужое мнение о самом себе. По образному выражению Г. Аммона, человек, нуждающийся в профессиональной помощи, вместо вопроса, обращенного к самому себе: «Кто же Я?», пытается добиться от других ответа на вопрос: «Что со мной происходит?». Тем самым через проблему он уходит от своей подлинной к «ложной» идентичности, постоянно колеблясь между тотальной зависимостью от значимых других и озлобленностью на эту свою зависимость.

Таким образом, от того, какие отношения складываются у матери и ребенка в возрасте до трех лет, зависит, каким будет «Я» ребенка, как оно будет устанавливать отношения с окружающим миром и самим собой. При этом модель отношения к миру и себе, заданная в отношениях с родителем, после формирования основного содержания «Я» после возраста трех лет сохраняется в виде контрольно-надзирающей структуры личности – «Сверх Я» (Superego). В дальнейшем «Сверх Я» выступает также в виде идеального образа себя, проецируемого также и на других людей, начинает вмещать в себя модели отношения к миру и личности, реализуемые в отношениях со значимыми другими, а также социальные ценности окружения, в котором находится человек. «Сверх Я» контролирует то, каким образом «Я» осуществляет жизнедеятельность, какие потребности удовлетворяет и какие находит источники их удовлетворения. Недостаточная сепарация человека от своих родителей, которая должна осуществиться в ходе личностного развития, приводит к тому, что «Я» пытается установить тождественные отношения со всеми значимыми другими, не различает свои потребности от потребностей других людей и перестает реагировать на индивидуальные потребности адекватным образом, постоянно сверяясь с находящимся в «Сверх Я» образце. Неудовлетворенные потребности накапливаются в «Оно», что приводит к увеличению психологического напряжения, недовольства, которое не может быть направлено на связанные с возникновением этого состояния значимые фигуры в системе отношений личности.

В конечном счете, все психологические проблемы возникают по двум механизмам. Первый – неудовлетворительные отношения с родителями в возрасте до трех лет, формирующие зависимость и ущербные представления о собственной личности, оставляющие непроясненными влечения и потребности, составляющие собственное «Оно», и которые личность пытается заместить потребностями, узнаваемыми от других людей. Другими словами, это механизм развития «ущербного Я». Второй механизм связан с давлением на «Я», распознающем в «Оно» действительные влечения и потребности и пытающемся удовлетворить их в соответствии с принципом реальности, со стороны «Сверх Я». Обнаруживаемые «Я» потребности и влечения могут не вписываться с идеальный образ личности, сложившийся в отношениях с родителями в раннем детстве или со значимыми людьми и социальными группами в более поздних возрастах.

В результате действия обоих механизмов возникает внутриличностный конфликт между осознаваемыми на уровне «Я» влечениями и потребностями, которые находятся (идентифицируются) в «Оно», и идеальной моделью личностного функционирования, которую представляет «Сверх Я».

Возникновение внутриличностного конфликта описывается в психодинамической парадигме посредством двух конкурирующих теорий: теории травмы и теории инстинктов. Современная психоаналитическая теория и практика проистекают из теории инстинктов. Она обошла или, вернее сказать, вытеснила теорию травмы, которая играла заметную роль на ранней стадии развития фрейдовской концепции личности.

Травма (в дословном переводе с гречес­кого — «рана», «повреждение», «результат насилия») в переносном смысле и в психологическом плане – это «шок», «потрясение». Объектные отношения с родителем, осуществляющим заботу, как полагается, ранят душу ребенка. Фактически, ребенок оказывается объектом удовлетворения потребностей родителей, игнорирующих большинство его собственных потребностей. Неприятные, болезненные переживания, со временем вытесняются, тогда как связанные с ними аффекты не находят выражения, потребности не удовлетворяются и продолжают бессознательно развиваться, что приводит к попыткам опосре­дованно покончить с невыносимым мучением и, как следствие,— к психологическим проблемам. Не зная всех взаимосвязей, невозможно про­следить происхождение этих проблем от случившейся когда-то давно душевной травмы, но с помо­щью воспоминаний о травме и используя психоаналитический метод, их можно вновь вывести на уровень сознания. Для этого, как считал З. Фрейд, необходимо проявить подавленный аффект и стойко преодолеть послед­ствие травмы — возникший симптом.

В теории травмы особую роль играют внешняя травма и сопровож­дающий ее внутренний психологический шок. Тогда как в теории инстинктов до­минируют внутренние психологические мотивы. В первом случае клиент оказывается жертвой внешних обстоятельств, особого рода отношений с окружающими людьми. Во втором — их виновником. И это суще­ственное расхождение. Инстинкты нацелены на наслаждение, они требуют действия, вызы­вающего наслаждение. Они ищут удовлетворения сначала в виде «пред-наслаждения» посредством возбуждения эрогенных зон, а затем — посредством наслаждения в оргазме. Они добиваются своей цели с по­мощью другого человека или самоудовлетворением. Психические ипос­таси проявления инстинктов — желания, фантазии и представления, регулярно сопровождающиеся аффектами, эмоциями и, конечно же, страстями. В психоаналитической теории инстинктов инстинкты явля­ются первопричинами (causae prima) всех мотивов самых обычных наших действий. При этом они, как правило, бессознательны, но, выра­жаются в сновидениях, «ошибках поведения», в шутках, а также в сим­птомах невротиков и в перверсивном поведении пациентов с сексуаль­ными отклонениями.

Конкуренция этих двух теорий, каждая из которых описывает реально действующий механизм возникновения психологических проблем, находит удовлетворительное разрешение в психоаналитической теории отношений. «Анализ отношений» означает сейчас определенный метод анализа: в центре его внимания уже не индивидная психика (как если бы субъективная психика была единствен­ной реальностью, а все остальное исключительно ее представлением), а напротив — то, что происходит между мной и другими, а именно отно­шения. Эта теория берет начало с работ М. Балинта и Дж. Боулби. Мелани Кляйн обратила внимание на роль детско-родительских отношений в младенчестве и раннем детстве, а Х. Когут и Ф. Кернберг – на то, что жизненный опыт взрослых людей сохраняет и воспроизводит символическую связь «ребенок-родитель».

В соответствии с представлением о механизмах возникновения психологических проблем в психодинамической парадигме создаются различные способы их разрешения. Первый блок способов связан с понятием внутриличностного конфликта. Второй – с характером системы отношений личности, обратившейся за психологической помощью.

Вопрос 2. Внутриличностный конфликт имеет эмоциональный, неосознаваемый характер вследствие его вытеснения из сферы сознания под действием защитных механизмов, обеспечивающих целостность объединения структурных компонентов личности («Оно», «Я» и «Сверх Я»). Под защитными механизмами понимается совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защищать «Я» от угроз со стороны влечений «Оно», неподобающих удовлетворению желаний условий реальности и требований «Сверх Я». Защитные механизмы призваны сохранить энергетический баланс между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами, давая возможность «Я» действовать в соответствии с принципом реальности.

Важными защитными механизмами выступают:

- фиксация (задержка на определенной фазе личностного развития);

- регрессия (возврат на более раннюю стадию личностного развития в ситуации стресса);

- перенос бессознательных аффектов в соматическую сферу (например, в головную боль, усталость), собственных состояний, конфликтных потребностей – на состояния и потребности другого человека;

- смещение, сублимация (направление аффекта, возникающего в связи с неудовлетворенной потребностью, на другой объект);

- провокационное поведение (когда человек ведет себя таким образом, чтобы партнер по общению был вынужден проявить то чувство, которое неспособен проявить провоцирующий);

- интроекция (символическая интернализация, т.е. включение в себя содержания личности другого человека, как правило, значимого);

- интеллектуализация (преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения неприятных эмоциональных состояний);

- компенсация (преодоление реальных или воображаемых недостатков);

- отрицание (отвержение мыслей и чувств, желаний, потребностей или реальности, которые не приемлемы с точки зрения «Сверх Я»).

Наиболее сложный и методически изощренный подход к решению психологических проблем связан именно с анализом и преодолением действия механизмов личностных защит. Основными методами работы с ними выступают конфронтация, кларификация (разъяснение), интерпретация и проработка. Современный психодинамический метод помощи сформировался в результате постепенного отказа от суггестивных методов и сосредоточения внимания на инсайте и воспоминаниях клиента, поддерживаемых интерпретациями психолога.

Оказание психологической помощи начинается с интервью —первичного диалога с клиентом, несущего в себе как диагностические, так и терапевтические функции. Оно служит нескольким целям. Во-первых, это установление тесных интимных отношений между двумя посторонними: человеком-профессионалом и человеком, который страдает психологически и часто заставляет страдать других. Во-вторых, оно необходимо для оценки актуального психологического статуса клиента и его отбора по критерию пригодности для такого рода психотерапии. И, наконец, в-третьих, во время интервью происходит информирование клиента о выбранном виде психотерапии или консультирования, укрепление желания клиента продолжить помощь и совместное планирование следующих шагов. Первичное интервью содержит следующие блоки[7]:

- демографический,

- родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни клиента,

- личная история (главные события в жизни),

- оценка детско-родительских отношений в контексте становления личности клиента,

- оценка отношений, складывающихся между клиентом и психологом,

- выводы.

Затем начинается основная работа.

Основным правилом психодинамической ситуации психологической помощи является то, что клиента просят говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит в голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно. В то же время клиент должен слушать самого себя, пытаясь придать сказанному смысл и сотрудничать в этом с психологом.

В процессе беседы психолог использует следующие приемы:

1. Анализ символов, встречающихся в рассказе клиента.

2. Обнаружение и анализ «фрейдовских» ошибок (описок, обмолвок, запинок и т.п.), которые раскрывают подсознательные аффекты в связи с рассказываемым.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения.

5. Анализ содержания переноса клиента.

Конфронтация. Под конфронтацией понимается процесс привлечения внимания клиента к какому-то конкретному явлению с целью его прояснения и понуждения пациента к признанию того, чего он избегает и что ему в дальнейшем придется признать и осознать еще более четко. Применение метода конфронтации может вызвать сопротивление клиента.

Работа с сопротивлением. Сопротивление обозначает закрытость клиента процессу оказания помощи, вызванную нежеланием заново переживать неприятные (травматические) чувства, связанные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную конфронтацию, противостояние клиента психологу, противодействие процессу и процедурам помощи. Сопротивление проявляется по-разному: в виде молчания, однозначности ответов, невыразительности рассказа и ответов на вопросы, избегании определенных тем, опозданий на встречи и т.п. Анализ возникающего сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблемы клиента. Анализ сопротивления осуществляется через кларификацию, интерпретацию и проработку.

Кларификация (разъяснение) - процесс выявления психологических явлений, с которыми сталкивается клиент в ходе работы с психологом и которые он готов рассматривать.

Интерпретация - перевод в осознанное состояние бессознательного смысла проблемной ситуации. Интерпретация защит является особой формой анализа сопротивлений, нацеленной на показ клиенту механизмов и стратегий, которыми он пользуется для защиты от болезненных ощущений, связанных с тем или иным внутриличностным конфликтом, а если это возможно, то и происхождения этих действий. Интерпретации защиты считаются неотъемлемым компонентом интерпретаций содержания, поскольку последние рассматриваются как недостаточные в случае, если клиенту не раскрыт способ, с помощью которого он справляется со своими инфантильными импульсами. Структура и содержание интерпретаций в значительной степени зависят от приверженности психолога конкретной психодинамической теории. Истинность интерпретации никогда не может быть известна. Психолог конструирует «историю», которая удовлетворяет определенным эстетическим и прагматическим критериям, и интерпретирует ее в рамках повествовательной традиции, в которой важными аспектами являются связность, последовательность и способность убеждать рассказчика. Вместо объективной, доказательной истины в отношении причин проблемы у конкретного клиента выступает истина повествовательная, которая создает способ понимания и объяснения фактов прошлого и дает внешнюю уверенность, заменяющую истинные знания, недоступные для психолога. Результатом интерпретации является инсайт – проникновение в смысл происходящего и, как следствие, постепенная трансформация внутренних запретов и идеалов (в содержании «Сверх Я») в терпимое отношения к ранее запрещенному и вытесняемому.

Под проработкой понимается восстановление в памяти вытесненных событий и их повторное эмоциональное переживание через механизм переноса (трансфера) эмоций, направленных на значимую фигуру в прошлых отношениях, послужившую причиной психологической травмы, на фигуру психолога, призванного символически заместить этого человека и дать новый позитивный опыт отношений с ним. Повторное переживание травматического опыта отношений в условиях доверия и безопасности, открытого обсуждения и анализа приводит к отреагированию вытесняемых чувств, возникающих в проблемной ситуации. Важное значение для проработки имеет прослеживание конфликта в различных областях жизни клиента.

Возникающий в ходе проработки перенос эмоционального опыта клиента, складывающегося в проблемной ситуации, вследствие проекции на консультанта черт личности другого значимого человека, связанного с возникновением проблемной ситуации, также должен быть проанализирован. Перенос может быть положительным (чувство симпатии, привязанности) или отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

Р. Гринсон выделяет следующие элементы проработки:

1) повторение интерпретаций, особенно анализ трансферентных сопротивлений;

2) разрушение изоляции, отделяющей аффекты и импульсы от переживаний и воспоминаний;

3) расширение и углубление интерпретаций, раскрытие множественных функций и детерминант прошлой жизни и производных поведенческих фрагментов;

4) реконструкции прошлого, помещающие клиента и другие жизненно важные фигуры из его окружения в живую перспективу (сюда относятся и реконструкции образа самого себя в различные промежутки прошлого);

5) изменения, ведущие к облегчению в реакциях и поведении, в свою очередь позволяющие ранее заторможенному клиенту решиться на проявления новых типов реакций и поведения в отношении импульсов и объектов, которые до этого он считал опасными для себя. Обычно клиент сначала подвергает проверке это новое для себя поведение в аналитической ситуации, а затем уже реализует во внешнем мире.

Поскольку перенос является одним из ведущих способов проработки вытесняемых аспектов личностного опыта в психодинамической модели оказания помощи, важно учитывать и возможность возникновения контр-переноса (контр-трансфера) – перенос эмоционального опыта консультанта на клиента. Осознание своих чувств по отношению к клиенту, умение обращаться с этими чувствами являются необходимым аспектом работы консультанта. Источниками контрансфера психотерапевта являются:

1) жизненные события, повышающие его чувствительность к определенным темам ассоциаций пациента;

2) проблемы жизненного этапа, на котором находится терапевт (например, вопросы сексуальности, профессиональных достижений, взаимоотношений с детьми, тревоги по поводу старости и смерти);

3) элементы прошлого, отзывающиеся на интенсивные трансферы любого вида со стороны пациента;

4) бессознательное понимание происходящих в пациенте бессознательных процессов.

В отличие от многих других видов психологической помощи, в психодинамической парадигме психолог должен расценивать свои эмоциональные реакции, ассоциации и желания как возможные пути проникновения в область личного опыта клиента. Чем интенсивнее и даже запутаннее реакции психолога, тем скорее они отражают бессознательные чувства и конфликты клиента. Использование контртрансфера для формулировки и представления интерпретаций может стать одним из самых действенных терапевтических инструментов.

Возможность продвижения к цели в психодинамической парадигме оказания психологической помощи формируется при условии создания особого климата рабочего (терапевтического) альянса. Под терапевтическим альянсом здесь понимаются оптимальные, лишенные невротичности, рациональные, десексуализированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоаналитическому процессу. Выделяют четыре главные функции терапевтических отношений:

1) расширение процесса когнитивно-аффективного поиска в отношении регулятивной активности, особенно расширение Я-отражающих способностей;

2) подготовка и введение модели отношений между консультантом и клиентом, с помощью чего улучшаются взаимодействия «здесь и сейчас»; впоследствии эта модель должна быть преобразована в реальные отношение вне ситуации оказания помощи;

3) постепенная модификация терапевтического взаимодействия в смысле пересмотра распределения регуляторных функций между консультантом и клиентом;

4) модификация регулятивной системы анализируемого средствами большей дифференциации Я-отражающих функций.

Один из немногих постулатов Фрейда, не оспариваемый практически никем из современных психодинамических терапевтов, заключается в том, что люди повсеместно строят свои взаимоотношения в настоящем с помощью репродуцирования эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом. Это связано как с универсальной психологической тенденцией использовать прошлое в качестве «сравнительного образца» для понимания настоящего, так и с тем, что все люди испытывают психологическую потребность повторять прошлое, чтобы овладеть им и быть способным регулировать то, что было либо трудным для восприятия, либо связанным с травмирующими переживаниями. Поэтому в упрощенном виде психодинамическая модель оказания психологической помощи базируется не на анализе внутриличностного конфликта через исследование личностных защит, проявляемых в процессе работы с психологом над проблемой, а только на характере отношений, складывающихся между клиентом и консультантом при разрешении проблемной ситуации. В основе такого подхода лежит идея о символической связи детско-родительских отношений в раннем детстве с актуальным жизненным опытом отношений в проблемной ситуации (Когут-Кернберг). В этом случае не ведется работа с бессознательным (вытесненным) опытом. Взаимодействие клиента с психологом направлено на нормализацию символических детско-родительских отношений, проявляемых через механизм переноса в отношениях «психолог-клиент». Перенос и глубина анализа (интерпретации) происходящего – вот с чем работает психолог, оказывая профессиональную помощь в психодинамической модели по упрощенному варианту. Такая помощь менее продолжительна, не требует частых встреч, является ориентированной только на проблему (что отличает ее от психоаналитической терапии), не требует значительной регрессии в детский опыт переживаний при прояснении и интерпретации вытесненного материала. Она направлена не на достижение инсайта (проникновения в проникновение в скрытый в бессознательном смысл происходящего), а на разрешение конкретной проблемы, изменение на поверхностном уровне личности (т.е. в настоящем, а не в интеграции прошлого травматического опыта с другими аспектами жизни личности).

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова роль матери в психодинамической концепции возникновения у клиента психологических проблем?

2. С неразвитостью какой личностной способности связано возникновение психологических проблем у клиента в психодинамической парадигме?

3. По каким механизмам происходит возникновение психологических проблем с точки зрения психоаналитиков?

4. Что такое внутриличностный конфликт?

5. Какие защитные механизмы обеспечивают длительное существование неразрешенного внутриличностного конфликта?

6. Для чего используется метод конфронтации?

7. Как осуществляется анализ сопротивления клиента?

8. Что такое перенос, возникающий в ходе оказания психологической помощи?

9. Каковы источники возникновения контр-переноса?

Список литературы.

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – Киев: Наукова думка, 2003.

2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – СПб.: БСК, 1997. Глава VIII, параграф 4. Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро­тивление; перенос и контрперенос; толкование).

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000, с. 86-102, 188-207, 193-212.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000, с. 35-40, 108-116.

5. Пайнз Д.: Психоаналитический диалог: перенос и контрперенос // Вопросы психологии. – 1997. № 6. с.69-76