Форма Российского государства

По форме правления, т.е. порядку организации и взаимоот­ношениям высших органов государства Российская Федерация являетсясмешанной, полупрезидентской или президентско-парламентарной республикой. Установление этой формы происхо­дило в острой борьбе исполнительной и законодательной власти, первая из которых выступила за президентскую, а вторая - за парламентарную республики. Но сложная обстановка перехода к рынку и острая социальная напряженность в обществе обусловили сме­шанный вариант правления.

Наряду с признаками президентской республики (например, правом Президента контролировать Правительство) данная форма имеет и элементы парламентарной республики (например, право Государственной Думы выразить недоверие правительству).

Ещё одной особенностью Российской Федерации является дисбаланс между законодательной и президентской властью в пользу последней, что нарушает устойчивость государственной власти в целом.

Специфика России как Федерации нашла отражение в меха­низме государственной власти: в ряде республик существует ин­ститут президентства.

Одной из острейших проблем государственного строительства в современной России является территориальная организация го­сударственной власти, т.е. разделение власти по вертикали. Россия является уникальной Федерацией, построенной на договорно-конституционном фундаменте. Это означает, что механизмом ре­гулирования и саморегулирования федеративных отношений вы­ступают двухсторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации.

Проблемы возникают в связи с противоречивостью изначаль­но заложенных в основу государственного устройства РФ двух принципов:национально-территориального (республики, авто­номные области, автономные округа) иадминистративно-территориального (края, области, города федерального значе­ния). Остроту этим проблемам придаёт и большое - 87 - число субъектов федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами Государственной власти РФ и её субъектов на три группы:

1) предметы ведения Федерации;

2) предметы ведения субъектов Федерации;

3) предметы совместного ведения Федерации и её субъектов.

Тенденция к децентрализации уравновешивается заложенны­ми в Конституции базовыми принципами, гарантирующими не­зыблемость территориальной целостности государства: равнопра­вие членов Федерации между собой и по отношению к Федераль­ным органам государственной власти; единство основ государст­венного строя; свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального государства.

Что касается политического режима, то он в России нестаби­лен. Ориентиром партии власти в 90-е годы был праволиберальный режим. Но его социальной основой обычно служит преобладающий в обществе средний класс, который в России находится в за­чаточном состоянии.

В научной литературе и среди политиков дискутируется во­прос о установлении в России социал-демократического варианта политического режима скандинавского типа. В социально-экономическом плане это многоукладная экономика, государст­венная поддержка малого и среднего бизнеса, прогрессивное нало­гообложение, разнообразные социальные программы. В политиче­ской сфере для этого режима характерна широкая демократия, де­мократические и правовые методы осуществления власти, умерен­ные реформы и эволюционный путь развития.

Ученые и политологи не допускают и возможность возникновения смешанного политического режима или криминальной диктатуры.