Тест № 9.

План

Лекция 9. Функции государства

1. Понятие функций государства

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства

Литература

1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1998.

4. Спиридонов А.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

5. Сырых В.Л. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

7. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. – М., 1995.

1. Функции государства

Решение проблемы функций государства имеет не только тео­ретическое, но и практическое значение. Изучение функций позволяет рассмотреть государство в процессе его деятельности, опре­делить уровень его организованности и степень эффективности.

Терминфункция учеными трактуется неоднозначно. В фило­софском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной систе­ме отношений», как совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение кото­рых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (цит. по: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, 2-е изд.- М., 1996.- С. 80).

Применительно к государству термин функция имеет не­сколько иной смысл и значение. В зарубежной и отечественной научной литературе встречаются различные определения понятия функции государства. Так ряд авторов, начиная с Г. Кельзена, считают это- основные направления деятельности государства и сама его деятельность.

В 60-е годы в отечественном правоведении получило широкое распространение представление офункциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. В модернизированном виде такое определение используется и сегодня.Функции государства, считают некоторые авторы, этопредмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения (Теория государства и права. Вып. 2.-М., 1994.- С. 40).

В настоящее время большинство ученых трактуютфункции государства как основные направления его деятельности, выра­жающие сущность, социальное назначение, цели и задачи государ­ства по управлению обществом в присущих ему формах и прису­щими ему методами (Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М., 1997.- С. 143).

Функции государства имеют некоторые общие признаки. Л.И. Спиридонов обращает внимание на объективный характер функций государства «И природа общих дел, которые неизбежно проявляются у объединившихся в ассоциацию людей, - пишет ученый, - и способы их осуществления при помощи государственной власти независимы от сознания и воли людей, в том числе и тех, кто управляет государством. Выбор средств их достижения лишь в известных пределах происходит сознательно и зависит от того, насколько правильно поняты общественные потребности и на­сколько верно оценены имеющиеся средства их удовлетворения» (Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник.- М., 1995.-С.39).

Формирование функций государства осуществляется в про­цессе своеобразного разделения труда между государством и граж­данским обществом.Либерально-демократическая концепция основывается на представлении о том, что вмешательство государ­ства в частную и общественную жизнь граждан должно быть ми­нимальным. Виднейший представитель современного либерализма М. Фридмен считает, что функции государства должны ограничи­ваться, во-первых, определением меры свободы посредством уста­новления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов; во-вторых, оборо­ной; в-третьих, организацией учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы всем, на­пример, почта, полиция и т.п. (Фридмен М. Капитализм и свобода / Фридмен и Хайек о свободе. - Минск, 1990.- С. 55-68).

Другие авторы, например, Дж. Кейнс и его последователи Дж. Гэлбрайт, В. Леонтьев и др., считают, что государство должно участвовать в регулировании рыночного хозяйства, помогать обществу избегать спадов производства и социальных кризисов.

Крайними формами отрицания либеральных представлений о функциях государства являются различныеконцепции тотали­таризма, сторонники которых считают, что государство должно управлять всеми частными и общественными делами. Как извест­но, эти идеи были скомпрометированы неудачным опытом тотали­тарного руководства в фашистских государствах, СССР и странах Восточной Европы.

В правовой литературе в качестве общих признаков функций государства называют:

- их комплексный, собирательный характер;

- в отличии от функции различных государственных органов, специально предназначенных для выполнения определённой деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;

- единство содержания, форм и методов осуществления госу­дарственной власти, неразрывно связанных с данным направлени­ем деятельности государства и т.д.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависят от очерёдности задач, встающих перед общест­вом и целей, которые оно преследует.

Задача - это то, что требует разрешения, а функция - основное направление деятельности, направленной на такое разрешение. Иначе говоря, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.

Каждая функция государства имеет свой объект и содержание. Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты слу­жат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленче­ские действия в данной сфере оно совершает.

2. Типологизация функций государства

В литературе встречаются различные подходы к типологизации функций государства. Л.И. Спиридонов, например, считает. что государство выполняет прежде всегогенеральную функцию - реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл­ки человеческого существования, к числу которых относятся:

- природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;

- социально-культурные условия (общая свобода, доступ к культурным ценностям, образованию, свобода творчества);

- экономические условия (частная собственность, свобода вы­бора занятий и т.п.);

- политические условия (доступ к управлению делами общест­ва, реальное участие в нем, возможность влияния на принимаемые политические решения, свобода слова и т.п.) (Л.И. Спиридонов. Теория государства и права.- М., 1995.- С. 47-48).

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функ­ции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные функции прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни протекают основные направления деятельности государства, они подразделяются навнутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны,внешние - на ус­тановление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

К числу внутренних функций относятсяобеспечение общест­венного порядка (охрана прав и свобод граждан и правопорядка); охрана существующих форм собственности; охрана природы и окружающей среды; экономическая функция (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономиче­ских программ и т.п.);социальная(устранение или смягчение воз­можной социальной напряженности в обществе, развитие здраво­охранения, образования, культуры и т.п.);культурная (развитие образования, науки, учреждений культуры);фискальная (сбор налогов как главного источника финансирования всей государст­венной деятельности),функция развития научно-технического прогресса.

Внешними функциями государства являютсявоенная, которая в зависимости от характера может быть функцией обороны или агрессии;обеспечения дипломатических отношений, развития двухсторонних и многосторонних экономических, политиче­ских, культурных и других связей, обеспечения коллективной безопасности, решения глобальных проблем и др.

Деление функций на внутренние и внешние во многом услов­но. Дело в том, что вся деятельность государства внутри страны зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, политиче­ских, социальных, культурных и других связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникли такие межго­сударственные образования как Европейский Союз, СНГ и т.п.

К новому направлению в решении проблемы функций госу­дарства относится идея о том, что все функции, о которых шла речь выше, не характерны для государства, так как в их осуществ­лении заинтересовано всё общество. Для государства же характер­ны те функции, которые вытекают из его сущности, форм и способов осуществления публичной политической власти. В этом случае государство выполняет три основные функции:законодательную, исполнительную и судебную. Иногда выделяют и четвертую- надзорную. Все эти функции соответствуют основным ветвям вла­сти. Однако данная точка зрения не получила широкого распро­странения (Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М, 1996.- С. 284-285).

3. Формы и методы осуществления функций государства

Государство выполняет свои функции в определенных формах и применяет в своей деятельности различные методы.

В правоведении различаютправовые и неправовые формы реализации функции государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяюттри правовые формы осуществления функций государства- законотворческую, правоисполнительную и право­охранительную.

Законотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функ­ций государства практически невозможна.

Правоохранительная деятельность – это реализация нормативных актов путем принятия актов применения права. Главную роль в исполнении законодательства играют органы управления (исполнительно-распорядительные ор­ганы), возглавляемые правительством страны.

Правоисполнительная деятельность - это властная опера­тивная и правоприменительная деятельность по охране правопо­рядка, прав и свобод граждан, которая включают в себя принятие мер по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

Неправовые формы отражают необходимую и правомерную деятельность организационно-подготовительного характера, осу­ществляемую государством в процессе выполнения своих функ­ций. Такая деятельность является необходимой и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, работа по ознаком­лению с письмами и заявлениями граждан.

Методы осуществления функций государства – это способы решения стоящих перед государством задач. Они достаточно разнообразны. Например, выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, а экономи­ческую - прогнозирования, планирования, льготного кредитования и инвестирования, защиты потребителей и др. (Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М, 1997.-С.152-153).

1. Зарубежный правовед, который трактовал функции государства как основные направления его деятельности и саму деятельность

1. Кельзен

2. Бергбом

3. Лабанд

2. Правовая система, представители которой трактуют функции государства как предметно-политическую характеристику его деятельности

1. Англосаксонская

2. Континентально-европейская

3. Советская

3. Характер функций государства

1. Объективный

2. Субъективный

3. Объективно-субъективный

4. Идеология, представители которой выступают за минимизацию вмешательства государства в частную и общественную жизнь граждан

1. Консервативная

2. Либеральная

3. Социалистическая

5. Внутренняя функция государства, в процессе выполнения которой решается задача охраны прав и свобод граждан

1. Обеспечение общественного порядка

2. Социальная

3. Экономическая

6. Внутренняя функция государства в процессе выполнения которой решается задача сбора налогов

1. Экономическая

2. Социальная

3. Фискальная

7. Функция государства, которая в зависимости от характера может быть функцией обороны или функцией агрессии

1. Внутренняя

2. Внешняя

3. Смешенная

8. Правовая форма осуществления функций государства, сущностью которой является подготовка и издание нормативно-правовых актов

1. Законотворческая деятельность

2. Правоисполнительная деятельность

3. Правоохранительная деятельность

9. Правовая форма осуществления функций государства, которая включает принятие мер по предупреждению правонарушений

1. Законотворческая деятельность

2. Правоисполнительная деятельность

3. Правоохранительная деятельность

10. Форма осуществления функций государства, которая включает в себя работу по ознакомлению с письмами и заявлениями граждан

1. Правовая

2. Неправовая

3. Смешанная