Борьба церковной и светской властей

Особенности этапа

Средние века

Этап характеризуется следующим:

— сохраняется сильная монархическая власть;

— население представляет собой собственность монарха («государевы люди»);

— государство доминирует в обществе;

— формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. «рес» — вещь, и «публика» — общественное).

Впрочем, мнение о том, что народ, население представляет собой собственность монарха, и государство возвышается над всем — ошибочно. Отношения между государем и подданными гораздо более тонки и сложны. В действительности народ вручается ему господом, и государь — это, пользуясь библейскими образами, синтез Моисея, Соломона и Давида, т.е.

— пастыря,

— мудрого судьи,

— защитника народа.

В Средние века светская и духовная власть борются друг с другом за верховенство. Символом этой борьбы станет Каносса, ознаменовавшая собой ее кульминацию, этап высшего подъема церкви. В апофеозе церкви римские папы получат возможность низлагать королей и императоров. Пример — Генрих IV, Германский император (Император Священной Римской империи).

Каносса (Canossa) — это замок в Северной Италии (в 18 км от г. Реджонель-Эмилия), в котором в январе 1077 произошла встреча римского папы Григория VII (гостя владелицы Каноссы маркграфини Матильды Тосканской) с отлученным от церкви и низложенным германским императором Генрихом IV. По данным некоторых хроник, Генрих IV три дня в одежде кающегося грешника простоял у стен Каноссы, добиваясь приёма папой. Выражение «идти в Каноссу» стало означать — согласиться на унизительную капитуляцию.

Позднее императоры станут брать светских владык в плен и десятилетиями держать практически в заточении.