IV. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Историческая типология личности-1. Личность как сплав внешних сил и внутренних достоинств

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

— рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

— традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

— харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления:

— «плебисцитной вождистской демократии»

— разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

Содержание:

1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ, СООБЩАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО

1.1. Ритуальный каннибализм

1.2. Статус главы рода

1.3. Совокупное могущество рода

1.4. Статус домочадца

1.5. Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения

2. САМОСОЗНАНИЕ ГОСПОДИНА. ИНСТИТУТ РАБСТВА

2.1. Патриархальное и экзогенное рабство

2.2. Переходная форма рабства

2.3. Военно-колониальная экспансия

2.4. Революция. Рождение демократии

2.5. Господин как тип античной личности

2.6. Вытеснение человека из производства и античное искусство

3. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ЛИЧНОСТЬ КАК АМАЛЬГАМА ЧЕЛОВЕКА И ВЕЩИ

3.1. Собственность как воплощение личных качеств человека

3.2. Развитие представлений о собственности

3.3. Фетишизация клада. Клад как потенциал личности

3.4. Фетишизация земли

3.5. Деньги. Обезличивание собственности

 

Специфика художественного вуза состоит прежде всего в особой глубине постижения человека. Художник, по меткому определению Ю.Олеши,– это инженер человеческих душ. Его определение получило большую известность благодаря Сталину.

«Стандартные» представления общей социологии не позволяют выявить те особенности человека, которые актуальны именно для такого «инженера», для художника. Для социологии вполне сформировавшийся человек – это просто тот, кто усвоил ключевые ценности общества, иными словами, прошел социализацию. Но ведь на каждом этапе истории свои ценности, а значит, и человек – далеко не один и тот же. Меж тем, если социология имеет дело с современным ей человеком, то художник – с человеком всех времен и народов, и он обязан отличать как исторические эпохи, таи и исторические состояния своего главного и единственного предмета – человеческой души, иными словами, того, что в социологии находит отражение в понятии личность.

Поэтому необходим углубленный экскурс в эволюцию личности.

Мы уже видели, что определение человека встречает огромные трудности. В сущности, его нет и сегодня. Почему? Да потому, что полным определением должна была бы стать полная совокупность всех доступных ему форм деятельности, полная совокупность всех способностей. Но в том-то и дело, что в условиях неограниченной диверсификации деятельности полная совокупность способностей вообще ускользает из виду. Деформированное разделением труда сознание индивида, специализирующегося на чем-то одном, не в состоянии обнять собою весь спектр.

Между тем, необходимо что-то обобщающее, и, может быть, именно специфика художественного ВУЗа позволяет легче всего то единое, что может быть развернуто и реализовано во всей совокупности человеческих свершений.

Обобщающим началом является творчество.

Творчество в самом общем определении – это созидание самого человека. Нет иного предмета и иного результата творчества, чем сам человек. Именно поэтому здесь над творческой личностью теряют силу все институты власти; в творчестве – и только в нем – человек сам оказывается носителем высшей власти и над собой и над обществом.

Творчество – это создание ценностей. Не только материальных или художественных, но всех видов ценностей вообще. Не существует ни одной из них, которая не была бы результатом творчества. А следовательно, в творчестве – и только в нем – исчезает противостояние ценности человеку.

Но творчество – это еще и особая способность.

Тема раздела — историческая типология личности. В этой типологии может быть прослежена эволюция творческой личности, человека, способного принять на себя ответственность за судьбы общества, чувствующего в себе силы и сознающего право утверждать свои ценности, устанавливать свой порядок в нем. Именно эти люди определяют вектор общественного развития, окрашивают историю в цвета своей индивидуальности.