Дюркгейм о коллективном сознании

Коллективное сознание

ЕЕД о тоталитаризме и стадиях развития общества

Здесь противоречие.

Тоталитарное общество предполагает коллективное сознание, растворение индивидуального в коллективном. Но это значит практическое отсутствие альтернативных моделей поведения, а следовательно, и отсутствие возможности и необходимости выбора. Там же, где нет выбора, нет никакого нарушения. А следовательно, нет нужды в тотальном подавлении индивидуальности. индивидуальность подавлена уже самим фактом растворения в коллективном.

Поскольку подавление все же существует, сохраняется возможность и необходимость выбора моделей поведения. Поэтому различие между тоталитаризмом и демократией — это не различие между стадиями (низшей и высшей) развитиями общества. Другими словами, и тоталитаризм и демократия свойственны одним и тем же этапам развития.

Коллективное сознание проявляется как совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.

Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества:

— нормальное

— патологичное.

Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества:

— социальное неравенство,

— рутинизация труда,

— деградация рабочей силы,

— классовые конфликты.

Основной путь оздоровления общества — реформы.

Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).

Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.