Активная и пассивная ценовая политика фирмы

Политика цен фирмы может быть активной и пассивной.

 

АКТИВНАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА – когда через управление ценами достигается нужная величина продаж, соответствующая ей величина средних затрат, что выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.

 

Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет:

- восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем);

- увеличить чистую прибыль предприятия.

Активную политику цен проводят те предприятия, которые считают, что цена играет центральную роль в увеличении прибыли. К ним относятся, прежде всего, монополии и олигополии, обладающие определенной рыночной силой. Но малые предприятия также часто используют многие формы, которые относятся к политике активного поведения на рынке, и сами создают монополистические и олигополистические сегменты на рынках, основанные на географической и продуктовой специализации.

ПАССИВНАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА – установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов, то есть желание покрыть фактические затраты и получить приемлемую величину прибыли при сложившихся условиях деятельности. Приспособление структуры затрат фирмы к существующему уровню рыночных цен.

 

Последствием такого поведения фирмы на рынке может быть:

- стабильная прибыль;

- снижающаяся прибыль;

- выход фирмы из отрасли.

Цены при пассивной ценовой политике формируются как правило НА ОСНОВЕ ЗАТРАТ, либо предприниматели в процессе установления цен СЛЕДУЮТ ЗА ЦЕНОВЫМ ЛИДЕРОМ. Фирма соглашается на длительное время со своей долей рынка.

Брендинг – современная тенденция развитой экономики, отличительной чертой которой является тот факт, что приобретается не тот товар, который дешевле и лучше, а тот, о котором потенциальный покупатель имеет больше информации как о благе, наиболее соответствующем его социально-экономическому статусу.

Политика цен фирмы, в свою очередь, является основой для разработки стратегии ценообразования, то есть набора стандартных правил и практических методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

Разные формы оперативных ценовых решений очень тесно взаимосвязаны и часто сочетаются на практике. Поэтом реальная цена выступает как комплексный результат разных подходов. Специалисты настаивают на том, что в ценообразовании необходимо координировать отдельные ценовые решения друг с другом, а также с прочими неценовыми инструментами маркетинга фирмы («цена-микс»).