Восприятие болезни

При рассмотрении изменения личности больных, испытывающих болевые ощущения, их реакции на возникающее заболевание, используется понятие «внутренней картины болезни».

Внутренняя картина болезни определяется как все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных, болезненных, но и вообще самочувствие, его представление о своей болезни, о ее причинах, все, что связано для больного с приходом к врачу, весь огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, психических переживаний и травм.

Во внутренней картине болезни различают две части: сензитивную и интеллектуальную.

Сензитивная включает в себя субъективные ощущения, исходящие из местного очага заболевания или общего состояния больного.

Интеллектуальнаяже часть внутренней картины болезни является надстройкой над сензитивной частью и представляет собой размышления больного о своей болезни с привлечением жизненного опыта и знаний; сюда же включаются такие факторы, как отношение врача и медицинского персонала к больному, знание его о своей болезни.

Учитывая соотношение сензитивной и интеллектуальной частей внутренней картины болезни в сознании каждого пациента, ввели понятие психологического профиля больного и выделили две группы:

1) больные с хорошо развитой сензитивной частью внутренней картины болезни;

2) больные с хорошо развитой интеллектуальной частью внутренней картины болезни.

 

2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс

Адекватность восприятия – необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача.

От Аристотеля, Декарта и Канта до наших дней не прекращается спор о точности познания человеком себя самого и окружающего мира.

В математике и физике относительно нетрудно прийти к общему критерию. Когда же речь идет о восприятии психического мира другого, трудно гарантировать научный критерий точности.

Сознание врача, как и больного неточно отражает реальность. Строение человека позволяет природе посылать ему многочисленные сигналы, но сознание способно принять лишь некоторые из них, да и те зачастую в искаженном виде.

Первейшая задача – добиться точного восприятия сознанием реальности. Врач открывает истинную природу вещей, внутренний мир другого человека не только по результатам его объективного обследования, но и через посредство своего Я. Собственные же мысли, предубеждения, эмоции врача зачастую снижают объективность восприятия им происходящего. Поэтому так важно внимание к своей собственной психической жизни, самопознание, саморегуляция, которые помогут врачу стать хорошим «зеркалом», отражающим реальность.

Лечебное воздействие за счет подбора объектов восприятия. Основы использования цвета, звука и осязания в лечении болезней были разработаны в глубокой древности в таких странах как Египет, Индия, Китай и Персия. Эти основы современные ученые начинают переоткрывать и утилизировать.

Лечение музыкой (функциональная музыка), цветом, терапевтическое воздействие архитектуры, скульптуры – это не экзотика из арсенала врачей прошлых столетий, но это и методы, используемые современными врачами.

В литературе описано немало случаев, когда власть музыки, проявляясь стихийно, дарила людям неожиданное облегчение страданий, а иногда становилась и причиной трагедий. Начало XX века ознаменовалось новым ростом интереса к лечебному воздействию музыки. Так в своих работах В.М. Бехтерев достаточно подробно анализирует влияние музыки на физическое состояние организма.

Основы цветотерапии также были разработаны в глубокой древности. Гармония, жизнь и цвет переплетены. Цвет по мнению многих специалистов обладает целительной силой; удлиняет жизнь, лечит дисбаланс в жизни или же разрушает жизнь.

В основе камнетерапии лежит теория, что драгоценные камни чисты в цвете.