Разбивка пикетажа и нивелирование трассы

Сооружений линейного типа

1.Разбивка пикетажа и нивелирование трассы

2.Обработка результатов нивелирования

3.Построение продольного профиля трассы

4.Определение проектных элементов трассы

 

 

К сооружениям линейного типа относят пути сообщения, каналы, туннели, трубопроводы различного назначения, линии электропередачи и т.д., т.е. сооружения вытянутые в длину и занимающие на местности узкую полосу земли. Ось сооружения линейного типа называют трассой.

Для выбора наивыгоднейшего направления трассы необходимо знать и учитывать технические условия строительства и эксплуатации соответствующего сооружения. Направление трассы выбирают по топографической карте. после согласования трассу выносят с карты на местность и закрепляют знаками: начало и конец трассы, точки поворота, створные точки. Трассу на местность выносят по координатам основных её точек или по данным привязки трассы к предметам местности.

После закрепления на местности трассы знаками, приступают к разбивке пикетажа. Пикет – это колышек, которым отмечают точку трассы. Расстояние между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий – 40 или 50 м.

Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля. Каждая пикетная точка закрепляется двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землёй забивают колышек длиной 10 – 12 см и ставят на него рейку при нивелировании. Рядом с точкой забивают сторожок – кол высотой 20 – 25 см, который забивается на 1/3 высоты и служит для отыскания точки. На сторожке подписывают номер пикета.

Промежуточные точки, подлежащие нивелированию, обозначают только сторожками. На них подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки (ПК 3 + 45). Эти точки называют плюсовыми.

Чтобы выполнить геодезические работы по трассе в общепринятой системе координат и высот, трассу привязывают к пунктам геодезической опорной сети в начале и конце трассы. После разбивки пикетажа приступают к нивелированию, одновременно с нивелированием составляется пикетажный журнал (рис.55).

Ось трассы чертится посередине страницы вдоль длинной стороны. Ось показывают прямой линией с обозначениями углов поворота стрелками. Всё, что пересекается трассой (дороги, канавы, границы угодий), заносится в пикетажную книжку на основании измерений, производимых рулеткой. Также измеряются расстояния до постоянных предметов (строения, мосты, телеграфные столбы и т.п.).

 

 

 

 

Рис. 55 Страница пикетажного журнала

 

По пикетажу трассы линейных сооружений в большинстве случаев производится техническим нивелированием. Если начальная и конечная точки трассы опираются на пункты, высоты которых определены нивелированием высших классов, нивелирование трассы ведётся в одном направлении, и в двух направлениях по всем висячим ходам. Нивелирование ведётся способом из «середины». Результаты измерений заносятся в журнал нивелирования.

На каждой станции должен выполняться контроль наблюдений. расхождения в превышениях на станции, определённых по чёрной и красной сторонам реек, не должны превышать 4мм. В противном случае все наблюдения на станции переделываются.

После заполнения страниц журнала выполняется постраничный контроль, который определяет правильность арифметических вычисленй.