Блок 4. Политические идеологии

 

Термин «идеология» введен в начале XIX века французским философом А. ДЕСТЮТ де ТРАСИ, который стремился найти в мировосприятии и явлениях основы этики, морали, политики - их логические и психологические объяснения. Однако некоторые ученые и политики использовали это понятие в пренебрежительном смысле, как ложное сознание. Со временем идеология, как явление, получила признание.

В 50-е годы XX века многие авторитетные западные ученые выдвинули теорию деидеологизации (отказа от идеологии). Горбачев также заявил об этом в годы перестройки. Однако вскоре эти идеи были вытеснены теорией реидеологизации, т.к. оказалось, что идеология имеет объективные социально-политические корни и может изменяться, но не перестает существовать.

Позитивный взгляд на идеологию характерен для многих современных политических исследователей. В центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которое они и определяются. Идеологии — системы ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология — такая система ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Идеологии — такие системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии (У. Матц).

Идеологическому (ценностному) сознанию присуши:

1) спекулятивность (высокие цели, идеалы) Идеи воспаряют над реальными проблемами, о жизни говорят высоким слогом, «языком плаката», благодаря чему собственная жизнь с ее каждодневными заботами наполняется сакральным смыслом служения большим целям и сам человек ощущает свою значимость в служении общему делу;

2) догматичность (вера в идеалы) Ценности, с которыми имеет дело идеолог, — это не разменная монета для получения выгод и жизненных благ, они ценны сами по себе, идеолог исходит из них как из незыблемых принципов. «Не могу поступиться принципами!» — это верный лозунг как религиозного, так и политико-идеологического сознания;

3) апологетичность (верность идеалам). Безоглядная защита ранее принятой линии, собственной системы ценностей, отстаивание своей «правды» любой ценой;

4) авторитарность (требовательность). Идеология обращается с требованием, задавая модели сознания и поведения. Изменения в системе этих требований, которые происходят со временем в развивающейся и жизненно полноценной идеологической среде, также требуют авторитарного принципа, силы на стороне реформаторства.

Уровни идеологии. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

Первый, самый высокий, — концептуально-теоретический, или уровень социальной философии, или суперидеологии. Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, «изобретаются» новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и ученые, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.

Второй — программно-политический, собственно идеологии. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о Методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил.

Третий — актуализированный уровень массового сознания (идеологии-чувства). Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии. Как говорил о демократических идеях Ж.Ж. Руссо его почитатель Робеспьер, он, как и Сократ, спустил философию с небес на землю, принес ее в каждый город, в каждый дом.

n Либеральныеучения - общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII — XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.

Исторически это первая политическая идеология, родоначальниками которой были Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. Де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам.

Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является ценностью во всех идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме — это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов.

Теоретическое ядро либерализма составляют: 1) доктрина «естественного состояния»; 2) теория «общественного договора»; 3) теория «суверенитета народа»; 4) неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: 1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам. 2.Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства. 3. Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона. 4. Обеспечение основных аполитических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности. 5. Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления. 6. Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит. 7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

ПРИНЦИПЫ: 1. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов, абсолютизация ценности личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека. 2. Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны и первичны, а связь и сходство - условны и вторичны. 3. Все законы и ценности человек создает сам. 4.Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой, в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.5. Принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества.

n консервативное идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

Понятие «консерватизм» имеет два основных значения: 1) сохранение и поддержка того, что представляется человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика прошлого, направленная на сохранение привилегий, имевших место в прошлом.

Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Его основатель — Эдмунд Берк (1729—1797).

Берк внимательно изучил состав Национального собрания. Среди депутатов было несколько человек блестящих талантов, но ни один из них не имел опыта в государственном управлении. Основная масса состояла из низких, необразованных слоев, полуграмотных провинциальных адвокатов, деревенских нотариусов, технических исполнителей — из людей, не привыкших к самоуважению, не рискующих никакой завоеванной репутацией. «Можно ли сомневаться, — спрашивал и отвечал Берк, — что они любой ценой, даже в ущерб государственным интересам, в которых ничего не понимают, не начнут преследовать личные выгоды, в которых разбираются слишком хорошо».

Основными принципами консерватизма, которые мы можем найти уже у позднего Берка, являются: ограниченность сферы человеческого разума в переделке мира, созданного Божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которому человек обязан следовать; вытекающая отсюда необходимость подчинения человека государственной Власти; власть как справедливость природы; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, выводящее на существование общественных классов и групп; включенность человека в коллективные структуры, в том числе его уважение (подчинение) традициям предков.

Исходя из этих принципов, можно назвать и основные ценности консерватизма: история, жизнь, закон, порядок, дисциплина, общественная стабильность, традиции, семья, нация, государство и общество, власть, иерархия, религия.

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ:

1.Идея традиций, определяющая общественное бытие индивида.

2.Идея национального величия.

3.Идея социального неравенства и политической конкуренции.

4.Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

5.Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

ПРИНЦИПЫ:

1.Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю

2.Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

3.Ориентация на государственный авторитет.

4.Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

5.Неверие в возможность социального равенства между людьми.

6.Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

n социал-реформистское - социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.

ИДЕИ, ЦЕЛЬ:

1.Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти.

2.Приверженность принципу демократического парламентаризма.

3.Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем.

4.Приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей.

5.Государственное (но не чрезмерное) регулирование экономики и развитие рыночных механизмов.

6.Приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс.

7.Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.

ЧЕРТЫ:

Материалистическая трактовка общественной жизни

Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа.

Гуманистический характер текущих и конечных целей.

Социальный коллективизм.

Исторический оптимизм.