Экономические учения Древнего мира

Особенности экономической мысли Древнего мира:

1.Выразители экономической мысли – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

2.Стремление идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

3.Доказательства основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

 

Экономическая мысль Древнего мира

Наиболее раннее проявление экономической мысли связаны с историей Древнего Востока.

Характерные особенности азиатского способа производства:

1. чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

2. ведущая роль в экономике отводится собственности.

К наиболее ранним проявлениям экономической мысли можно отнести реформы царя Урукагины (середина 3 тысяч. до н.э.), в которых, он ориентировался на примирение рабства с общиной и формирование смешанной формы экономических отношений.

В связи с этим он пытался:

- частично усилить в реформах новизны общины;

- уменьшить налоговый гнет;

- ограничить поборы в пользу жрецов;

- расширить ирригационные системы;

- усилить гарантии имущественных прав рядового человека и пр.

В период царства третьей династии Ура получает развитие долговое рабство целью ограничения которого появляется кодекс царя (1792-1750 г. до н.э.) – создан около 1760 г. до н.э. Кодекс представляет собой сборник законов для судов; он утвердил рабство как нормальное явление, декретировал жестокие репрессии, ставил развитие долгового рабства в определенные рамки (устанавливал статус долгового рабства временным состоянием). Кодекс отдавал предпочтение товарному хозяйству, санкционировал частную собственность в разных видах, регулировал передачу имущества, признавал существование крупного землевладения и аренды земли. Кодекс также фиксировал кастовые тенденции, ставил в привилегированное положение знать.

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока явилась экономическая мысль Китая, который в 1 тыс. до н.э. достиг высокого уровня развития. В истории мысли Древнего Китая особое место занимает конфуцианство (Кун- Фу-цзы) – учение, созданное Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.) Конфуцианство – этико-политические учение – призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Другим памятником древней китайской экономической мысли является трактат «Чуань-Цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов(IV –III в. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолении. Неблагоприятных природных условий. Расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационной системы, строительство которой было возможно только на основе государственной поддержки.

В финансовой программе «Чуань-Цзы» отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа.

Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды», законами Ману и сочинением «Артхамастра».

В «Законах Ману» (XI в. до н.э.) санкционировалось рабство, предусматривались случаи превращения человека в даса (раба), отрицалось право даса на собственность, допускалось долговое рабство.

«Артхашастра» (наука о политике), автором которого является Каутилья, или Виншнагупта, советник царя Чандрагупты (321-297 г.г. до н.э.) представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности. Его основные идеи сводились к следующим:

- рабство признается естественным природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы;

- государственное богатство складывается из результатов труда населения. Исходя из этого в вознаграждение ему богатство должно расходоваться прежде всего на общие нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землевладение, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами;

- впервые ставится вопрос о торговой прибыли, которая заранее должна устанавливаться в цене товара в размере 5% цены на местные товары и 10% - на иностранные.