Рабовладельческое государство в Афинах. Общественный и государственный строй. Реформы Солона и Клисфена

Лекция 3. Государство и право Древних Афин и Спарты

1. Рабовладельческое государство в Афинах. Общественный и государственный строй. Реформы Солона и Клисфена.

2. Особенности государственного и общественного строя Спарты.

 

В исторической науке термином «античный мир» обычно обозначается история Древней Греции и Древнего Рима (приблизительно с I-го тыс. до н.э. до V в. н.э.).

Страны этого региона внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права составило основу европейской цивилизации, поэтому проблема античной государственности занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли мог лишь полноправный член гражданской общины – полиса, т.е. города-государства, представлявшего собой сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно с государством рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.

Далее процесс развития этих государств идет через усиление борьбы рядовых граждан полиса против родовой аристократии, что вынуждает ее уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Античные государства имели ряд особенностей и своеобразных черт:

- вследствие более высокого уровня развития общества разложение первобытно-общинного строя идет ускоренными темпами;

- относительно ранний распад сельскохозяйственной общины повлек за собой быстрое становление частной собственности;

- рабовладельческий строй основан на рабах-иностранцах, а не на соотечественниках попавших в рабство за долги;

- бедность продукции сельского хозяйства и богатство технического сырья приводит к повышенному значению в государстве ремесла и торговли;

- на своеобразии государственности в Греции отразилось ее промежуточное положение между Западом и Востоком;

- государства в Греции складываются как классические государства – полисы. Их небольшие размеры объясняются прежде всего тем, что государства представляли собой результат разрушения родоплеменных отношений, которые охватывали небольшие коллективы людей, и вследствие географических условий. Многочисленные горные массивы представляли собой естественные границы государственных образований. Подобные природные условия – отсутствие высоко плодородных земель и наличие разнообразных полезных ископаемых, удобное для мореходства море, привели к преобладанию ремесла над земледелием и к развитию мореплавания и внешней торговли, не требующих совершенствования внутреннего рынка сбыта.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

- гомеровский (ХI – IХ века до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода;

- архаический (VIII – VI века до н.э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов;

- классический (V – IV века до н.э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства полисного строя.

Представление о гомеровском этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам «Илиада» и «Одиссея». В этот период население было объединено в примитивные сельские общины, занимавшие территорию, и почти изолированные друг от друга. Политическим и экономическим центром общины было поселение – город. Основной массой населения города были земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы. В это время земля еще оставалась в собственности всего племени и представлялась членам родов лишь в пользование на условиях периодического передела.

Представители племенной верхушки обладали большими наделами земли, а были и такие крестьяне, которые не имели средств для ведения хозяйства и отдавали свою землю богатым. Гомеровский период – это период военной демократии. Государства еще не было. Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин, т.е. наиболее видных представителей знати. Народные собрания значительную роль в жизни племени не играли.

Во главе государственного образования стоял базилевс. Он был одновременно военачальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Первоначально должность базилевса была выборной, но со временем она стала переходить от отца к сыну и закрепилась как наследственная. Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов, из которых впоследствии образовались первые города-государства – полисы.

С развитием ремесел, торговли, частной собственности на смену родовому строю приходит рабовладельческий. Древняя общинная организация перестает отвечать потребностям времени. В VIII – V века до н.э. в Древней Греции происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин и образуются новые социально-политические организмы-полисы.

В архаический период развития Древней Греции образуется раннее рабовладельческое общество и государства в форме полисного строя. В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса – Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин является примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном рабовладельческой аристократии стала политическая организация Спарты.

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Он объединил несколько племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешли часть дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

Следующим шагом Тезея было оформление обособленных социальных групп. Родовая знать, закрепившая за собой привилегии, представляла особую группу населения – эвпатридов (благородные), которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей.

Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы). Выделялась группа демиургов (ремесленников). Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах. Им запрещалось владеть землей, иметь собственные дома, они выплачивали особый налог.

Следующим шагом к образованию государства была ликвидация власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение новой должности - архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, а с 683 г. до н.э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них – первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебными полномочиями по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по религиозным делам. К третьему архонту отошли военные полномочия. Остальные шесть архонтов выполняли главным образом судебные функции. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин.

Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа, каждый из которых должен был снаряжать один корабль для флота с экипажем и двух вооруженных всадников. Всего в Афинском государстве было 43 территориальных округа.

Архаический период ознаменовался созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. К VII в до н.э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное собрание в государстве не играло никакой роли. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг, где заседала богатая знать. Общество раскололось на аристократию и демос, людей незнатного происхождения, среди которых были судовладельцы, моряки, собственники ремесленных мастерских, торговцы и т.д. Лишенные политических прав они вели борьбу за участие в управлении. Это привело к росту богатства одних и обнищанию других. В такие периоды назначался тиран, обладавший всей полнотой власти. Так, в 621г. до н.э. тираном был провозглашен Драконт, который прославился своими жестокими законами. К началу VI в. до н.э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон, знаменитый политический деятель той эпохи. Его реформы имели решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах. Задолженность мелких землевладельцев в те годы приняла устрашающие размеры, за неуплату долга их и членов семей продавали в рабство за границу. Алчность эвпатридов не знала предела. Всеобщая задолженность бедноты и политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Назревало восстание. Спасая еще не окрепшее рабовладельческое государство, Солон решительно провел крупные реформы, ущемляющие интересы знати и делающие уступки демосу, среди которых особое значение имели земельная и политическая реформы.

Земельная реформа: с полей убрали все долговые камни; проданные в рабство должники были выкуплены за счет государства; самозаклад должника был запрещен, была узаконена свобода завещания, в том числе и земельного участка, чего родовое общество не знало. Это мероприятия нанесли сильный удар по интересам рабовладельцев из числа знати.

В ходе политической реформы все жители были разделены по имущественному цензу, что было еще одним ударом по родовому строю. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда:

1 разряд (пятисотмерники) – граждане, получившие со своей земли более 500 мер зерна, масла или вина (1 мера – 52,4л);

2 разряд (всадники) – 300 мер или способные содержать боевого коня (всадника);

3 разряд (зевгиты) – 200 мер;

4 разряд (феты) – менее 200 мер.

Было узаконено, что лица 1 разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей 2 разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных – соответственно тяжеловооруженное и легковооруженное пешее войско, и команды военных кораблей. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

Солон значительно повысил авторитет народного собрания, которое стало собираться гораздо чаще и решать более значительные вопросы. Был учрежден Совет четырехсот (по сто человек от каждого племени), в состав которого ежегодно избирались граждане первых трех разрядов. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Солон учредил суд присяжных (гелиэю), в состав которого избирались граждане всех 4-х разрядов. Гелиэя была не только главным судебным органом, но и контролировала деятельность должностных лиц, утверждала и отменяла законы.

Вместе с тем, реформы Солона носили компромиссный характер, вызывали недовольство как эвпатридов, так и демос, а политическая борьба между ними продолжала усиливаться.

В 560 г. до н.э. в Афинах в результате захвата власти устанавливается тирания Писистрата и его сыновей (тиранами в Греции называли правителей незаконно захвативших власть, т.е. не путем избрания). Сам Писистрат принадлежал к знатному роду и его политика отвечала интересам своего круга. В 527 г. до н.э. тирания была свергнута, власть была передана Клисфену.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена, руководившего борьбой против сыновей Писистрата и пользовавшегося большим авторитетом среди различных слоев населения. По настоянию Клисфена был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам.

Вся территория с проживающим на ней населением была поделена на 10 территориальных фил, каждая из которых состояла из трех частей – тритий (округов): городской, пригородной и прибрежной. Более мелкие единицы получили название демов (по 10 в каждой филе), во главе которых стояли демархи. В их обязанность входило: запись новорожденных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию в Совет четырехсот и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет 5 военных судов с экипажем и начальником. Совет четырехсот заменили Советом пятисот – по 50 человек от каждой филы.

С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суд черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформы Клисфена окончательно сокрушили государство родовой аристократии и отвечали интересам демоса. В тоже время институт рабства принял такие широкие масштабы, что в V в. до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

Высшими органами государственной власти были: Совет – булэ; народное собрание; выборные должностные лица (стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя.

Народное собрание (экклесия) полноправных афинских граждан (мужчины не моложе 20 лет) созывалось 4 раза в месяц. Оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы, заключало союзы с другими государствами, выступало в качестве судебного органа и т.д. Для принятия решения требовалось присутствие 6 тыс. человек, т.е. примерно 1/5 всех полноправных граждан Афин. Каждый вопрос предварительно обсуждался в Совете пятисот и собрание начиналось с оглашения его решения. С ним могли согласиться, а могли начать новое обсуждение. Выступить мог любой, но обычно выступали профессиональные ораторы – демагоги. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Закон вступал в силу только после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных, а затем он вывешивался для всеобщего обозрения.

Важным органом являлся Совет пятисот (булэ), на который возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. В него входило по 50 граждан 30-летнего возраста избираемых по жребию от каждой территориальной филы на 1 год. За исполнение своих обязанностей члены Советы получали плату. Совет предварительно рассматривал вопросы, прежде чем вынести их на народное собрание, принимал и направлял послов, в его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами.

Ареопаг – исторически первый судебный орган в Древних Афинах. Под председательством базилевса он рассматривал дела о неумышленных убийствах. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование государственных преступлений. Результаты расследования сообщались народному собранию. Позднее была создана гелиэя (суд присяжных).

Важные судебные дела рассматривал высший судебный орган – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тысяч членов (по 600 от филы сроком на 1 год). Судьей мог стать каждый гражданин старше 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся голосованием путем бросания камешков в урну. Дело обычно рассматривала 1/10 часть членов гелиэи. Решение суда присяжных обжалованию не подлежало.

Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были 9 архонтов. В Афинах сложились демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность и коллегиальность. До реформы Солона архонты выбирались ареопагом, он ввел избрание архонтов по жребию. За каждым из 9 архонтов закреплялись определенные полномочия (в основном судебные и военные дела). Из 9 членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: 1-й архонт (эпоним) рассматривал семейные жалобы афинских граждан и направлял их для окончательного решения в суд. Базилевс ведал религиозным культом и привлекал к ответственности за святотатcтво, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Остальные шесть архонтов являлись судьями по различным делам.

Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция, которая не только боролась с уголовными преступниками, но и выслеживала тайные собрания, наблюдала за увеселительными сборищами, пиршествами, следила за санитарным состоянием города. На должность полицейских зачисляли метэков (выходцы из других частей Аттики) и специальных рабов.

Не разрешалось занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Все должностные лица избирались на 1 год. По истечении срока все должностные лица обязаны представить отчет. После реформ Клисфена видное положение стали занимать стратеги, оттеснившие на второе место архонтов.

Коллегия 10 стратегов являлась важным органом исполнительной власти (по одному от каждой филы). Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования. Должность стратега могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане. На эту должность можно было избираться несколько раз подряд. Компетенция: военные дела, содержание армии и флота, сбор военных налогов, дипломатические сношения, следствие по делам о воинских преступлениях. Стратеги считались равными между собой. Одному из них поручалось командование пехотой, другому флотом, третьему конницей, четвертому гаванью и т.д. Во время войны одному из стратегов представлялись чрезвычайные полномочия. Возвышение коллегии стратегов уменьшило роль ареопага.

Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были:

- участие граждан в принятии законов;

- участие граждан в отправлении правосудия;

- выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц;

- относительная простота управления;

- коллегиальность в решении вопросов;

- отсутствие бюрократизма.

Формула закона начиналась словами: «Совет и народ решили». Однако нельзя забывать, что Афинская демократия держалась на рабстве, жестоком угнетении полусвободных граждан, чужестранцев и вольноотпущенников. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан. Афинское государство было рабовладельческим, по форме правления – рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. За убийство можно было откупиться. Государственными преступлениями считались: измена государству, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание.

По закону 410 г. до н.э. всякий, кто пытался ниспровергнуть демократию в Афинах, объявлялся врагом народа, лишался покровительства закона. Его разрешалось безнаказанно убить. Имущество такого преступника конфисковывалось. Особо опасным преступлением считалось убийство в храме – проклятие ложилось на потомков убийцы.

Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав. При наказании смертной казнью осужденному предлагалось самому исполнить приговор. Ему давали яд, меч и веревку.

Применялось лишение или ограничение гражданских прав, конфискация имущества, штраф. Грабители и разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось бить на месте, но последний мог освободиться от наказания, уплатив стоимость вещи или вернув ее.

Наказанию могли подвергнуться статуи, животные, камни, бревна, если они вызвали смерть человека. Афинских граждан телесному наказанию не подвергали.

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращалась в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.

Крупные рабовладельцы в 411 г. до н.э. совершают олигархический переворот. И хотя демократия была восстановлена, могущество Афин было подорвано. В 338 г. до н.э. греческие войска были разбиты македонской армией и Греция была включена в состав империи Александра Македонского. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.