Общие положения государственного земельного кадастра.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В ГОРОДАХ КАК ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Структура государственного земельного кадастра (ГЗК) закладывается с целью его предназначения и структур (органов), деятельность которых зависит от предоставления и использования данных ГЗК.
Государственный земельный кадастр представляет собой постоянно действующий и обновляемый фонд данных о земле и прочно связанных с ней объектов недвижимого имущества.
Государственный учет объектов недвижимости представляет собой действие по внесению и изменению сведений в фонд ГЗК.
Процесс формирования и ведения ГЗК представляет собой комплекс функциональных действий, включающих в себя сбор и подготовку данных, составление и распространение данных кадастра заинтересованным структурам, причем функция государственного учета должна осуществляться только государственными органами (службами). Вследствие этого Государственный земельный кадастр являет собой государственный информационный фонд, в котором содержатся актуальные и достоверные сведения о земельном фонде РФ (здесь указывается информация о хозяйственно-правовом положении земли, местоположении, размере участка или долей, наличии иных объектов недвижимости, оценочных и налоговых характеристик и правовом режиме землепользования; наличии сервитутов и иных обременени-ях, владельцах или пользователях земельного участка, спецсведениях; иная информация о земельном участке). Согласно действующей нормативно-правовой базе носителем ГЗК являются документы, а функцию учета недвижимости выполняют органы госучета, что порождает прямые и обратные связи, т. е., осуществляя функцию госучета, получим результат в виде фонда ГЗК.
Система ГЗК позволяет решить ряд задач:
♦ обеспечение уникальной идентификации объектов недвижимости для связи с Единым реестром прав на недвижимое имущество и объективной его идентификации;
♦ предоставление информации об оценке объектов недвижимости в интересах взимания налогов для фискальной (налоговой) системы государства;
♦ обеспечение сведениями об объектах недвижимости и характеристиках их правового режима участников рынка недвижимости (физических и юридических лиц) для принятия решений;
♦ обеспечение органов власти и управления информацией для планирования рационального использования, мониторинга характеристик земель и землеустроительных проектов;
♦ фиксирование и учет различного рода территориальных зон (при проведении как архитектурно-планировочного, так и правового зонирования), определяющих категории и виды земель, границы поселений, налоговые зоны и т. п.;
♦ гарантии государственных, муниципальных и иных прав собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества;
♦ обеспечение информацией органов контроля и охраны земель, в том числе для целей экономического стимулирования охраны земель;
♦ обеспечение границ и их действия для отраслевых кадастров;
♦ для органов статистики — обеспечение статистической информацией о количественных и качественных характеристиках земель;
♦ осуществление мониторинга изменения качественных и количественных характеристик земель;
♦ учет земельных участков и связанного с ними недвижимого имущества всех видов собственности;
♦ формирование правового режима земельных участков для последующей регистрации прав, ограничений и обременении;
♦ учет частей земельных участков и связанного с ними недвижимого имущества, имеющих иной правовой режим использования;
♦ присвоение объектам недвижимости и их частям уникальных идентификаторов (кадастровых номеров) для связи с системой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
♦ обеспечение исходной информацией органов землеустройства при проведении землеустройства;
♦ учет различного рода территориальных зон, определяющих категории и виды земель, а также правовые режимы использования этих зон;
♦ учет качественных характеристик земель;
♦ фиксирование проектов землеустройства, а также изменений, происходящих при их реализации;
♦ обеспечение информацией об объектах недвижимости органов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
♦ обеспечение исходной информацией органов налоговой инспекции для взимания налогов;
♦ выдача по запросам субъектов деловой активности и органов власти информации о характеристиках объектов недвижимости.
Структура земельного кадастра любого государства создавалась с учетом внутренней специфики и исторически сложившейся системы земельных отношений в государстве. Поэтому ГЗК России имеет ряд особенностей:
♦ на современном этапе развития государства отсутствуют (утеряны) исторические традиции ведения кадастра;
♦ кадастр должен охватить огромную территорию, гигантскую по площади и по многообразию характеристик земель;
♦ создание кадастра происходит в период экономических преобразований и связанных с этим финансовых трудностей государства;
♦ создание кадастра происходит в условиях отсутствия специалистов соответствующего профиля (чаще им занимаются неспециалисты);
♦ формирование облика кадастра происходит в условиях отсутствия государственной земельной политики в стране;
♦ создание кадастра происходит в условиях политической борьбы существующих организаций, причастных к информации о недвижимости, за сферы влияния и коммерческого использования ее;
♦ кадастр России имеет с самого начала многоцелевой характер и затрагивает множество гражданско-правовых отношений;
♦ формирование кадастра происходит в условиях массового перераспределения собственности на недвижимое имущество, что приводит к созданию огромного объема исходной информации pi, следовательно, неуправляемости приватизации и использования данной информации.
Формирование современной системы ГЗК происходило без учета исторических и мировых тенденций развития и функционирования земельного кадастра. Поэтому в современной научной литературе, посвященной вопросам земельного кадастра и земельно-имущественным отношениям, в концепции понятия ГЗК мы видим некую подмену понятий, что обусловлено особенностью современного развития земельно-имущественных отношений в России. Это видно из того, что в поселениях сложилась уникальная ситуация по правовому статусу зданий-сооружений и земельного участка, на котором они расположены. А из-за сложности городской системы землепользования невозможно достаточно точно определить границы земельного участка, обслуживающего конкретный объект, что приводит к размыванию системы прав и обязанностей по управлению и распоряжению имуществом.
Создаваемая новая законодательная база по управлению земельно-имущественным комплексом города и региона позволяет решить проблему разграничения прав собственности на земельные участки и здания-сооружения с целью передачи прав собственнику здания-сооружения и воссоздания исторического российского понимания объекта недвижимости. В этой же законодательной базе (ЗК РФ и «Закон о ГЗК») обозначается новое фактическое значение ГЗК как сводного информационного фонда о земле и наличии комплекса улучшений, куда будут входить: наличие коммуникаций зданий-сооружений (с указанием геодезических координат объекта и поэтажных планов), зонирования поселения (населенных пунктов) и т. д.
Однако необходимо также учитывать особенности России как по составу территориально-исторических признаков, так и по структуре формирования системы земельного кадастра — формирование земельных отношений отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вследствие этого система земельного кадастра должна отвечать уже существующим и широко распространенным в научной литературе по проблемам земельной политики принципам:
♦ федеральными органами определяется минимальный состав сведений государственного земельного кадастра, финансирование которого осуществляется из федерального бюджета;
♦ субъект Федерации может, не меняя основного содержания минимальных сведений, увеличить состав и содержание сведений государственного земельного кадастра для подчиненной территории одновременно с компенсацией расходов на сбор и поддержание данных сведений в актуальном состоянии на всех уровнях сбора и хранения информации;
♦ органы муниципального самоуправления могут определять дополнительный состав сведений земельного кадастра, дополняя установленный федеральным и уровнем субъекта РФ минимальный состав сведений с компенсацией затрат на сбор и поддержание в актуальном состоянии этих сведений.