Понятие земельного кадастра. История земельного кадастра в России и мире. Роль государственного земельного кадастра в системе управления земельными ресурсами.
Российский земельный кадастр берет свое официальное начало в середине XVII в. (на этот момент сохранились документальные письменные свидетельства), когда по указу царя и великого князя Михаила Федоровича впервые проводились «писцовые межевания». В результате этих действий устанавливалась принадлежность земель по их владельцам, описывалось качество земли, а особо пашня, определялись на местности и согласовывались с соседними собственниками границы (межи), что в то время позволяло избегать междоусобиц. Все это заносилось в писцовые и межевые книги. Уже тогда эти данные учитывались при налогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рационального использования земель.
В Советском Союзе государственный земельный кадастр велся в первую очередь в интересах общегосударственного управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Следует отметить, что по полноте информации кадастр земель сельскохозяйственного назначения, по общему признанию, являлся одним из лучших земельных кадастров в мире: наряду с общерегистрационными данными по каждому землепользователю, он содержал полную информацию о качестве земель, их бонитете и оценочной стоимости (кстати, в те годы только на территории Российской Федерации было проведено три тура оценки земель сельскохозяйственного назначения на уровне землепользователей, районов и областей). Переход России к рыночной экономике потребовал создания адекватной системы земельного кадастра, которая бы явилась информационной инфраструктурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.
Конституционные требования единого экономического пространства страны обусловили жесткий государственный характер, а не муниципальную форму этой системы.
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
Понятие земельного кадастра неразрывно связано с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов и в своей основе предполагает выделение и описание земельных участков, их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик. Государственный земельный кадастр ведется в целях защиты прав собственников земли и создания объективной основы для налогообложения, обеспечения рационального использования и охраны земель, планирования использования земельных ресурсов. Ведение земельного кадастра должно обеспечивать реализацию основных мероприятий, принятых в развитие постановления Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (далее — Программа), способствующей обеспечению поступления платежей за землю и предусматривающей функционирование цивилизованного рынка земли и недвижимости, защиту прав на землю, разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Российской Федерации.
К ним в настоящий момент относятся требования, включающие в себя следующие работы:
♦ разработка законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра;
♦ проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
♦ обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях;
♦ формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;
♦ обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов платы за ее получение;
♦ внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра;
♦ разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
♦ организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
♦ разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
♦ введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
♦ завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
♦ создание государственного кадастра недвижимости Российской Федерации путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;
♦ создание информационной базы данных о федеральных землях, землях субъектов РФ и землях муниципальных образований.
Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию в Российской Федерации национальной земельно-кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровых данных.
Необходимость принятия Программы обусловливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством РФ вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и градостроительству и др.).
С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность. Около 16 млн га занимает личное подсобное хозяйство граждан (в основном представлено индивидуальной застройкой и приусадебным участком), 15 млн га — коллективные садоводства. Более 5 млн индивидуальных застройщиков имеют почти 7,5 млн га земли, развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства.
Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции РФ и других законодательных актах. Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов. Более 30 млн юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю.
Потребовалось в срочном порядке провести сплошную инвентаризацию земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 2001 г. такие работы проведены на площади около 4,5 млн га и в настоящее время продолжаются.
В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.
В городах до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользовании — они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. При обследовании крупных городов практически везде отсутствовали документы на право пользования земельными участками.
Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.