Формирование системы управления муниципальной недвижимостью

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют на­ходящееся в муниципальной собственности имущество (особенно это касается муниципальных земельных участков), средства местных бюд­жетов, а также имущественные права муниципальных образований. В состав муниципального имущества входит необходимое для реше­ния вопросов местного значения имущество, находящееся в муници­пальной собственности, включая муниципальные земли, имущество муниципальных предприятий и учреждений или переданное им иму­щество на праве муниципальной собственности. Состав муниципаль ного имущества определяется в соответствии с федеральными зако­нами и законами субъектов РФ. Состав муниципального имущества может быть изменен только в случае приобретения (отчуждения) иму­щества, находящегося в собственности соответствующего муници­пального образования, а также в соответствии с федеральным законом в случае изменения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. от 27 февраля 2003 г.), перечня вопросов местного значения, установленного ст. 14-16 Федерального закона.

Развитие системы государственного управления недвижимостью (и в частности земельными ресурсами) основано как на анализе раз­граничения полнолючии органов государственной власти и местного самоуправления при решении различных управленческих задач, так и на учете положений действующего законодательства в этой сфере.

Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, исполь­зуют, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в со­ответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принима­емыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципаль­ное имущество во временное или постоянное пользование физиче­ским и юридическим лицам, органам государственной власти Россий­ской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сдел­ки в соответствии с федеральными законами.

Одним из важнейших этапов земельной реформы как одного из элементов проводимой в настоящее время структурной перестройки государственной экономики России является развитие рынка земель­ных участков.

Для реализации этого процесса необходимо решение следующих проблем:

♦ разграничение земель, находящихся в государственной собствен­ности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;

♦ развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограниченной в обороте;

♦ формирование и развитие системы ипотечного кредитования с государственным контролем за рынком земельных закладных;

сокращение ограничений на оборот земель городов и иных посе­лений путем перехода к рыночным принципам при предоставле­нии земельных участков под застройку;

обеспечение конкурсной оценки и продажи государственной не­движимости вместе с земельными участками, включая незастро­енные участки;

♦ введение в гражданский оборот сельскохозяйственных земель путем создания мер государственного регулирования использо­вания таких земель;

♦ переход на аукционный и конкурсный принцип продажи свобод­ных земельных участков.