Формирование системы управления муниципальной недвижимостью
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество (особенно это касается муниципальных земельных участков), средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В состав муниципального имущества входит необходимое для решения вопросов местного значения имущество, находящееся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли, имущество муниципальных предприятий и учреждений или переданное им имущество на праве муниципальной собственности. Состав муниципаль ного имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Состав муниципального имущества может быть изменен только в случае приобретения (отчуждения) имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с федеральным законом в случае изменения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. от 27 февраля 2003 г.), перечня вопросов местного значения, установленного ст. 14-16 Федерального закона.
Развитие системы государственного управления недвижимостью (и в частности земельными ресурсами) основано как на анализе разграничения полнолючии органов государственной власти и местного самоуправления при решении различных управленческих задач, так и на учете положений действующего законодательства в этой сфере.
Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, используют, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Одним из важнейших этапов земельной реформы как одного из элементов проводимой в настоящее время структурной перестройки государственной экономики России является развитие рынка земельных участков.
Для реализации этого процесса необходимо решение следующих проблем:
♦ разграничение земель, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;
♦ развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограниченной в обороте;
♦ формирование и развитие системы ипотечного кредитования с государственным контролем за рынком земельных закладных;
♦ сокращение ограничений на оборот земель городов и иных поселений путем перехода к рыночным принципам при предоставлении земельных участков под застройку;
♦ обеспечение конкурсной оценки и продажи государственной недвижимости вместе с земельными участками, включая незастроенные участки;
♦ введение в гражданский оборот сельскохозяйственных земель путем создания мер государственного регулирования использования таких земель;
♦ переход на аукционный и конкурсный принцип продажи свободных земельных участков.