Тема 7 Социология семьи

Формы и интегральная схема социализации

 

Человек усваивает социальные ценности под воздействием функционирования конкретно–исторических типов культур. Важнейшими составляющими культурами, обеспечивающими становление его как личности определенного типа, являются обучение и воспитание, и через эти формы происходит социализация человека как объекта. А так как он выступает одновременно и как субъект социализации, то его становление происходит и в таких формах, как самообучение и самовоспитание.

Учитывая то, что обучение и воспитание являются взаимосвязанными компонентами структуры образования, можно говорить об образовании как интегральной форме социализации личности.

Содержательно образование представляет собой точно очерченный круг систематизированных знаний, умений и навыков, являющихся основой для всестороннего развития личности, формирования у нее определенного мировоззрения, нравственно–эстетических качеств и познавательных интересов.

Содержание образования в каждом конкретном обществе определяется общей целью воспитания, уровнем развития общественных и производственных отношений, науки и культуры и конкретными образовательными задачами институтов социализации на данный исторический период. Основным предназначением образования является передача накопленных человечеством знаний и преемственность социального опыта.

Методологически важным моментом является положение о том, что социализация личности определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально–эстетическая направленность.

Образование является основным средством культурной преемственности поколений, обеспечивает взаимодействие культурного наследия с развивающимся человеком и процессами его стихийной социализации. В процессе образования у личности формируется система научных понятий, происходит соединение непосредственного бытия человека с культурой общества.

Формирование у человека навыков, умений, знаний осуществляется через обучение, понимаемое как форма социализации, сущность которой заключается в специально организованной познавательной деятельности, цель которой – ускорение темпов индивидуального психологического развития и овладение познанными закономерностями окружающего мира.

Воспитание как форма социализации представляет собой сложный и противоречивый социально–исторический процесс вхождения, включения индивида в жизнь общества, в быт, общественно–производственную деятельность, творчество, духовность, становления его личностью и индивидуальностью. "...Под "воспитанием" понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта." [3. С.241].

Воспитание обеспечивает преемственность процесса социализации и осуществляется в конкретно–исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Как подчеркивал Г. Тард: "В известном смысле можно даже утверждать, что так называемое "социальное давление" только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности" [23. С.79–80].

Основным критерием осуществления воспитания является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям, предъявляемым к ней обществом. "...В общественном строе, где все места намечены, каждый должен быть воспитан для своего места" [19. С.201].

Таким образом, сущность воспитания можно охарактеризовать как единый процесс взаимодействия воспитующей среды – общество, институты, воспитатели, осуществляющие целеустремленные, систематические воздействия на индивидов с целью формирования у них качеств, отвечающих требованиям общества и существующим его институтам, – и воспитуемых, воспринимающих на этой основе устойчивые принципы и привычки поведения и стремящихся подняться на уровень предъявляющихся к ним требований.

Следовательно, процесс воспитания как форма социализации личности представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему.

Самовоспитание как одна из форм социализации представляет собой осознанную индивидом целеустремленную деятельность, направленную на формирование или изменение своих качеств в соответствии с собственными ценностными ориентациями, интересами, складывающимися под воздействием условий жизни и общественного воспитания.

Важным мотивом самовоспитания личности является недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам. Со взрослением личности самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер, и его эффективности способствует адекватная самооценка, ее соответствие реальным способностям и возможностям человека.

Основными методами самовоспитания являются самооценка, самообязательство и критическая оценка его выполнения.

Самообучение – это приобретение знаний на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, другой научной литературой.

В широком смысле самообучение понимается как самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте.

В процессе самообучения человек прежде всего удовлетворяет свои духовные, эстетические и другие социальные потребности, обогащает свои знания и таким образом формирует в себе социальные качества, позволяющие ему адаптироваться в обществе.

Перечисленные выше формы социализации – воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение – являются управляемыми формами социализации личности. Вместе с тем, и этот момент обозначает Смелзер, человеку свойственны некоторые генетически обусловленные рефлексы. Есть предположения, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. С этой точки зрения, многие типы поведения от агрессии до альтруизма могут быть обусловлены генетически. Рядом ученых–социологов выдвигается положение о том, что существует так называемая человеческая натура, представляющая совокупность предрасположений или тенденций, определяющих поведение данного человека. Все это позволяет сказать, что одной из форм социализации личности является генетическая. "Существование врожденных механизмов, влияющих на поведение, – результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом" [21. С.99].

Немаловажное влияние на социализацию человека оказывают и стихийные факторы, природные, социальные катаклизмы, что предполагает существование и соответствующей формы социализации личности – стихийной.

Результаты всех форм социализации личности проверяются жизнью и той ролью, которую играет она в обществе.

На процесс социализации личности важное влияние оказывают демографические, групповые, классовые, территориально–этнические, культурные и иерархические различия. Исследованием, проведенным М. Коном, было выявлено, что представители средних слоев общества более гибко относятся к власти и авторитету [37]. Им присуще осмысление фактов, у них сформирована ответственность за свои поступки, ярко выражена способность к сопереживанию. Рабочим же семьям присуща более четкая регламентация поведения. Исследования Элдера показали, что дети из бедных и неблагополучных семей стремились быстрее стать независимыми и заработать себе на жизнь, чем дети из зажиточных семей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для рабочего слоя наиболее характерен процесс социализации, основанный на принципе подчинения, а для среднего – на принципе интереса [33].

М. Кон отметил, что помимо классовых различий на социализацию оказывают влияние религия и раса. Причем представители католической религии больше склонны к конформизму, чем представители протестантской, представители негроидной расы – чем белые [37].

Различные культуры формируют и своеобразные подходы к социализации личности. Так, в США уже с детства ребенка приучают к строгой дисциплине и регламентации поведения, в Японии же воспитание ребенка происходит более демократично. В экономически неразвитых обществах в основном наблюдается традиционно–регламентированный процесс социализации личности. И чем выше экономический уровень развития общества, тем больше процесс социализации принимает демократический характер [21].

Формирование социальных качеств человека, развертывание его жизненных сил как биопсихосоциального и духовного существа в обществе реализуется в виде его производственно–экономических, общественно–политических, духовно–культурных и социально–бытовых сил как способность воспроизводить и совершенствовать свою хозяйственно–экономическую, социально–политическую, духовно–культурную жизнь. Данный процесс происходит в рамках различных социальных институтов, представляющих собой исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Для наглядности представим интегральную схему социализации личности, которая включает в себя составляющие элементы данного сложного социального явления: личность, социальную среду, различия, типы взаимодействий, фазы, механизмы, формы и модели социализации (рис. 6).

 

 

 

Рис. 6. Интегральная схема социализации личности (автор доктор социологических наук, профессор Дмитрий Дмитриевич Невирко).

Значение интегральной схемы социализации личности заключается в том, что она позволяет наглядно увидеть составляющие сложного процесса социализации, дать целостное представление об этом социальном явлении и послужить основой для дальнейшего исследования данного процесса и создания моделей социализации личности применительно к конкретным социальным институтам и режимам.

 

Заключение

 

В данной лекции представлен методологический подход к анализу процесса социализации на основе традиционных теорий. Анализ этих теорий в осмыслении социализации личности позволил выделить пять основных направлений изучения данного процесса как сложного многофакторного явления – это биологическое, социальное, конвергенция, полифакторное, универсумное. На этой основе в общем виде сформулировано современное понятие социализации как процесса интеграции элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у нее социальных и духовных качеств, способствующих ее адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводству личностью социальной среды – с другой.

На основе анализа политических режимов и процессов, происходящих в них, обоснованно положение о том, что общество определенного политического типа формирует соответствующую модель социализации личности, которая обеспечивает устойчивость и динамичность его функционирования. Основным критерием классификации моделей социализации выступает превалирование тенденций, определяющих суть политических режимов: взаимосвязь ведущих элементов политической системы, противоречия между гражданским обществом и государством и пути их разрешения, механизм осуществления государственной власти.

Взяв за основу классификации механизмов социализации временный фактор их доминирования, выделено три основные группы механизмов социализации личности: познавательные, адаптационные, интегральные. Анализ факторов и механизмов социализации позволил выделить в данном процессе две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Сущностью фазы социальной адаптации является взаимодействие личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Формирование внутренней структуры психики человека через усвоение им социальных и духовных ценностей общества составляет процесс интериоризации.

Так, если в фазе адаптации происходит приспособление человека к социальной среде, то в фазе интериоризации воздействие социальной среды, преломляясь через внутреннее Я человека, формирует его социальные и духовные качества. Фазы социализации тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение поведения человека начинается с нарушения адаптации в условиях новой для него социальной среды. Формирование у человека новых социальных и духовных качеств завершается стабилизацией его поведения (адаптацией), но уже на новом уровне, применительно к новой среде. На основании изложенного материала составленная интегральная схема социализации личности позволяет наглядно увидеть составляющие этого сложного социального явления.

 

Литература

 

1. Алгаджян А.А. Социально–психологическая адаптация личности.– Ереван, 1988.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. Вып.3. – М., 1970.

4. Андрущенко В.П., Горлач Н.И. Социология – наука об обществе.– Харьков, 1996.

5. Афансьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М., 1977.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.

7. Гавра Д.П. Социальные институты //Социально–политиче­ский журнал.– 1998.

8. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9.– Л., 1971.

9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

10. Кон И.С. Социология личности.– М., 1967.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.– М.: Наука, 1984.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2–е изд.

13. Налчаджян А.А. Социально–психическая адаптация личности.– Ереван: Изд–во АН Армянской ССР, 1988.

14. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество.– Ереван, 1980.

15. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

16. Невирко Д.Д., Шинкевич В. Е. Социология.– Красноярск, – 2003.

17. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – 2–е изд., испр. и доп.– Л., 1967.

18. Политическая культура: теория и национальные модели
/ Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др.– М., 1994.

19. Политология: энциклопедический словарь.– М, 1993.

20. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко и др.– М., 1996.

21. Руссо Ж.–Ж. Эмиль, или о воспитании //Коменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж–Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.– М., 1988.

22. Сафонов В.Н. Соотношение форм правления и режимов правления // Социально–политический журнал. – 1998.– №1.

23. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

24. Социология: Учебник для высших учебных заведений /Осипов Г.В., Кабища А.В., Тульчинский М.Р. и др.– М., 1995.

25. Тард Г. Психология и социология //Новые идеи в социологии. Социология и психология.– СПб., 1914.

26. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

27. Фрейд А. Психология и защитные механизмы.– М., 1993.

28. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений / Сост., научн. ред., автор вступ. ст. М.Г. Ясошевский.– М., 1989.

29. Шаран П. Сравнительная политология.– М., 1992.

30. Шуклин В.В. Целостность духовности и типы искусства //Осмысление духовной целостности. / Отв. ред. А.В. Медведев.– Екатеринбург, 1992.

31. Alehander F. The medical value of psychoanalysis.– N.Y., 1932.

32. Almond G. Comparative political systems //The Journal of Politics.– 1956.

33. Barker R.G., Dembo T., Lewin K. Frustration and regression. An experiment with young children. Studies in Child Welfare, 1941.

34. Breuer (s) u Freud (s) Studien uber Hysterie, 1895.

35. Elder G.H., Ir. Children of the great depression. Chicago, 1974.

36. Freud A. Das ist und die Abwehrmechanismen.– L., 1946.

37. Hilgard E.R. a.o. Introduction to Psychology.– N.Y. a.j., 1975.

38. Homans G. Social behavior: elementary forms. N.Y., Homans G. The nature of social science.– N.Y., 1967.

39. Kohn M.L. Class and conformitu. Homewood, III.,1969.

40. Lawson R., Frustration. The Development of a Scientific Concept.– N.Y.–London, 1965.

41. Parsons T. Essaya in sociological theory.– N.Y., 1964.