Социология в XIX и первой половине XX века

 

Социологи в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системы, о развитии и функционировании его элементов – социальных институтов – начала формироваться к середине XIX века.

Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ и социолог, мыслитель, чей вклад в науку не ограничен введением понятия "социология", неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии. Основная идея Конта – отделение "науки" от "метафизики" и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от "неразрешимых" вопросов, то есть таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход, позитивизм, обеспечит основу для нового общественного порядка. Сам Конт термин "позитивный" рассматривает в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.

О. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество.

Всю социологию О. Конт делит на социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика изучает общество "в состоянии покоя", то социальная динамика имеет дело с законами развития и изменения социальных систем. Изучение социальной динамики ведет к изучению социального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии. На это развитие оказывают влияние первичные факторы – духовное и умственное развитие и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни [10]. О. Конт разработал признаки индустриального общества, а установление социального консенсуса считал высшей и последней стадией истории общества.

Таким образом, О. Конт по праву считается "отцом" социологии, поскольку дал не только название науке, но и помог определить ее место среди других наук. Его подход к получению и использованию научного знания стал назваться "эмпиризм в социологии".

С середины XIX в. социология развивалась под влиянием достижений в естествознании и расцвета позитивистско–натуралистического мировоззрения. Появляются различные школы, которые социальную эволюцию рассматривали как продолжение или составную часть биологической эволюции. В социологии начинает преобладать натуралистическая ориентация, важнейшим представителем которой был Герберт Спенсер (1820–1903). Г. Спенсер первым применил в социологии понятия: «структуры», «функции», «системы», «института»; сделал вывод о том, что изменения в структуре обязательно изменянют функции. Рассматривая общество по аналогии с единым биологическим организмом, Г. Спенсер стал основателем «организмической теории». Иначе говоря, эволюция для английского социолога – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов.

Спенсер, подобно Дарвину, выдвинул идею "естественного отбора" наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Он считал, что выживут лишь те, кто превзойдет других в интеллектуальном отношении. Но этот эволюционный механизм разрушится, если будет допущено вмешательство государства. Спенсер подчеркивал, что только в ходе эволюции общество найдет возможность сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье [27].

Государство, по мнению Спенсера, не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от менее приспособленных индивидов полезно избавиться – такая позиция получила название "социальный дарвинизм".

В конце XIX в. усиливается психологическая ориентация в социологии, в которой выделяется ряд направлений – "психология народов", тесно связанная с этнографией и исследующая взаимодействие культуры и индивидуального сознания; групповая психология и интеракционизм, делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. "Психология народов" – одна из первых попыток начать исследование взаимодействия культуры и индивидуального сознания.

Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивидов или общности. По мнению Гюстова Лебона (1841–1931 гг.), европейское общество вступает в новый период своего развития – в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Элементарное социальное отношение, по Габриэлю Тарду (1843 – 1904 гг.), передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель этого – состояние гипнотического сна ("Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм"). Всякое нововведение, считает он, продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего – творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму "подражания". Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Попыткой соединить психологизм с органицизмом стала зародившаяся в США интеракционистская ориентация, сущностью которой явился процесс взаимодействия индивидов. Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается как социальное существо, выполняющее какие–то социальные роли, а значит, наступает "взаимопроникновение" индивидов.

В немецкой социологии в этот период наиболее популярной была рационалистическая ориентация, признававшая естественные права человека и самовластие народа, его право на установление разумных законов и разумного общественного устройства, соответствующего человеческой природе. Одним из наиболее ярких представителей данной ориентации был Ф. Теннис, который поставил целью соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир и один из первых представил социологию как многоуровневую науку, выделив чистую, прикладную и эмпирическую социологию [1].

Особое место в развитии социологии принадлежит К. Марксу (1818 – 1883 гг.). Вместе с Ф. Энгельсом (1820 – 1895 гг.) он разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории и ее положение о том, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне [12]. Анализ производственных отношений дал им возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

К. Маркс обосновал диалектический взгляд на историю, согласно которому процесс перемен представляется как противоборство между непримиримыми силами, а также теоретически разработал закономерность перехода к социально справедливому обществу без эксплуатации и унижения, к неполитической организации общества. Он склонен рассматривать противоречия, борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. Именно он положил начало исследованиям позитивных функций социального конфликта.

Итак, одной из основных заслуг К. Маркса считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве средства анализа он использовал классовую структуру общества. Его социологическая теория может быть определена как теория экономического детерминизма. Источник развития общественной жизни он видел в экономических отношениях. Эта позиция является основой методологии марксистской социологии, определяющей иерархию сфер общественной жизни: экономическая – детерминирующая, социально–политическая и духовная–детерминируемые.

На рубеже XIX – XX веков постепенно складываются антипозитивистские установки (в основном в немецкой социологии), которые в противовес естественнонаучному "объяснению" культурно–исторической реальности предложили "понимание" исторических явлений в обществе. Основы "понимающей социологии" были заложены в творчестве немецких исследователей Г. Зиммеля (1858–1918 гг.), Ф. Тённиса (1855–1936 гг.) и М. Вебера (1864–1920 гг.).

Г. Зиммель считал, что социология должна конструироваться не традиционным путем – путем выбора не "занятого" другими социальными науками предмета. Цель социологического метода – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм "социации", или общения, за которыми должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, необходимо выделить концепцию Э. Дюркгейма (1858–1917 гг.), который обязательным условием превращения социологии в самостоятельную науку считал наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются факты (всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него), совокупность которых – общество. Эти факты и составляют предмет социологии. В концепции Э. Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача – исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией [7].

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, существует два типа солидарности – механическая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.

Органическая же солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При таком типе солидарности каждый индивид независим от общества, свободен и автономен.

Солидарность, по Дюркгейму – это высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной и признается всеми членами общества.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в представлении Э. Дюркгейма – это основы общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество.

Основоположником понимающей социологии и теории социального действия по праву считаетсянемецкий ученыйМакс Вебер. Им разработана методология анализа социальных явлений, сущностью которой является логика развития процесса рационализации общества – процесса, определяющего сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. М. Вебер считал, что рационализация общества начинается с изменений в духовной
сфере, которые являются определяющими и делают возможным возникновение новых социально–политических и экономических структур. Данная теория является альтернативой теории К. Маркса, так как в ней в роли детерминирующей выступает духовная сфера, а экономическая – детерминируемой [4].

М. Вебер стремился к становлению концепции исторической социологии. Из его методологических подходов одним из наиболее важных является концепция “понимания”. Он использовал это понятие, заимствованное у герменевтики, не только как метод и интерпретацию смысла и структуры авторских текстов, но и как раскрытие сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории.

Важным вкладом М. Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. “Идеальный тип” представляет собой искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально – типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению). Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. Он отличал действие от реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в таком случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки [5]. М.Вебер выдвинул идею рационализма, реализованную в практике буржуазного государства и общества. Общество он рассматривал как многомерную систему, где наряду с кланами и соответствующими отношениями собственности важное место отводил социальному статусу и власти, тем самым он заложил основу теории социальной стратификации.

Значительный вклад в развитие социологии внес немецкий социолог Карл Менгер (1893 – 1947). Область его научных интересов – социология знания.

На всех этапах своих исследований Менгер обращал особое внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовала взаимосвязь мышления и общества. Понятия "структуры" и "взаимосвязи" являются главными и присутствуют во всех его сочинениях.

Таким образом, в XIX в. – первой половинеXX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества.