Философия истории – новый этап в развитии социального познания

 

В начале XVIII века в лоне философии формируется и развивается философия истории, которая ставила целью своей изучение истории общества. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии. Это свидетельствует о начале нового этапа в развитии социального познания. Происходит отделение гуманитарных, общественных наук от философии, а обществоведение вне философии разделяется на различные отрасли, в том числе и социологические.

По мнению Вико (1668–1754 гг.) итальянского философа, в развитии общество проходит сначала этап, когда теократические представления господствуют над разумом, а жрецы управляют обществом. Отсутствуют государство, правовые законы и нормы. Затем общество вступает в период, когда возникает государство со всеми его атрибутами, когда представители аристократии, стоя у руля государства, навязывают свою волю народу, обеспечивая себе зажиточную жизнь. Затем идет человеческий период– высшая ступень развития общества. На этом уровне государство мудро сочетает элементы частного и общего интересов, обеспечивает справедливое решение социальных проблем. Процесс исторического развития идет по противоречивой спирали от низшего к высшему.

Д. Вико подчеркивает, что именно человек вносит в историю человеческое, отличающееся от естественного, человек сам творит историю. Человеческие общественные знания – это ни что иное как самосознание, по Вико мир человека – система связей и взаимоотношений, объединяющая его с другими людьми и окружающей средой. Именно через взаимоотношения идет развитие человека. Цикличность истории– общий закон развития всех народов.

Гениальные идеи Вико в современной социологии модернизируются и трансформируются в многочисленных концепциях социологов и политологов.

Жан Антуан Кондорсе (1743–1794 гг.) французский социолог призывал к развитию научных знаний: смотрит на историю как продукт разума; раскрывает главные движущие силы исторического прогресса– разум, знания, человеческие способности; высказывает мысли о роли труда в развитии общества, значении общественного разделения труда.

Большой интерес представляют труды известного немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803гг). Он человека рассматривает как закономерное продолжение развития природы. Человек, по Гердеру , несет элементы неорганического и органического миров. Является вершиной природы. Культура определяет прогресс. Общество – определенная социальная общность , существует благодаря взаимосвязи индивидов и общностей людей.

Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля– классика немецкой философии. Историю он рассматривает как процесс духа в осознании свободы, где свобода есть свобода духа, свобода мышления и свобода интеллектуальной личности. Историю человечества Гегель разделяет на три главные эпохи: восточную, античную, германскую. Философия истории Гегеля не содержит социологического анализа исторических общественных явлений, стоит далеко от теории общественного прогресса Вико, Гердера ,которые предметом своего исследования считают общество и человека, а не абсолют, и в анализе исходили из социокультурных факторов.

Закономерность истории осталась идеей, а не доказанным фактором. Это обусловило кризис в развитии социального познания, и в начале XIX века философия истории теряет свое доминирующее положение в развитии социального знания. Происходит становление новых отраслей, направлений в развитии общественных, политических и социальных наук.

Для формирования социальной мысли и развития социологической теории важное значение имела идеология либерализма.

С позиции социологии идеи эти обосновал Герберт Спенсер (1820–1901гг). По его мнению государство есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое сообщество – уникальная форма порядка, высшая по сравнению с органической в биофизическом мире. Спенсер различает три типа институтов: продолжающий род (брак, семья), распределительный (экономика), регулирующий (религия, политика). Такова социальная структура общества, которая мыслилась как некий вид равновесия.

В создание науки об обществе, об общественных и политических отношениях определенный вклад внес французский политик, историк и социолог Шарль Алексис Анри де Токвиль (1805–1859гг.). Социальная философия его о демократии есть своеобразный синтез либеральных и консервативных идей. Токвиль сравнивает, противопоставляет общество аристократическое и демократическое. Он утверждает, что в демократическом обществе реализуется принцип равенства людей перед законом, но одновременно показывает преимущества и недостатки демократии.

В XIX веке на передний план выходят идеи социализма и коммунизма, которые реформирование существующего строя связывают с перестройкой отношений в материальной и производственной сферах.

Политический след в истории социологической мысли оставило творчество Анри де Сен–Симона, учителя и предшественника Огюста Конта, которого иногда называют «крестным отцом» социологии. Сен–Симон один из первых приходит к пониманию научности позитивных знаний, которые позволили бы познать действительный мир человека, проникнуть в существо многообразных связей и отношений в обществе, познать человека в объективных условиях его коллективного бытия. Ставит вопрос о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли научного знания, рассмотрений общества в системе его взаимосвязи с природой и зависимости науки о человеке от естественных и социальных наук.

Основой прогресса он считал прогресс знания, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный закон». История общества это единая цепь взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потенциала.

Рассматривая историю общества как непрерывный процесс в развитии человеческого разума, Сен–Симон раскрывает закон единства трех фазисов– теологического, метафизического и позитивного.

Идея Сен–Симона о создании позитивной науки о человеке находит дальнейшую реализацию в создании мыслителем умеренно– консервативного направления Огюстом Контом – науки о социологии.

 

Список литературы

 

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мыли. / Р. Арон – М.,1993.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков – М., 2002.

3. История социологии /под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. – Минск. – 1997.

4. Маркович, Д. Общая социология / Д. Маркович – М., – 1998.

5. Общая социология. Уч. пособие /Под общей редакцией профессора А.Г. Эфендиева / А.Г. Эфендиева – М., – 2002.

6. Социология / Под редакцией Г.В. Осипова М., 1995

7. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко – М., – 1998.

8. Фролов, С. С. Социология. / С. С. Фролов – М., – 2000.

Тема 2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ