Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе

 

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

 

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы. Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

 

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.

На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

 

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

 

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

 

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом. Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

 

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

 

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

 

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения: темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

 

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

 

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

 

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

 

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия. Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.