Изображение предметов
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В старшей группе воспитатель учит детей:
определять характерную форму предмета, а если предмет состоит из нескольких частей, то наиболее крупные основные части его путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходства и различия между ними;
узнавать, что предметы могут быть различными не только по величине, но и пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие);
рисовать предметы разных пропорций. Дети узнают, что предметы могут стоять, лежать. (Это можно легко показать на кирпичиках, из которых делается несложная постройка, на вырезанных из бумаги прямоугольниках и треугольниках.)
На занятиях рисованием педагог:
уточняет представления детей о строении предметов, состоящих из нескольких частей; учит называть положение частей (вверху, внизу, с боков, в середине), более точно, чем ранее, определять относительную величину частей предмета, сравнивать предметы по строению (например, находить сходство в строении разных машин, цветов, птиц и др.; передавать их характерные особенности);
учит передавать в рисунке некоторые простейшие формы движения (объясняет детям, что положение частей предмета, туловища птиц, животных изменяется при движении);
знакомит с цветами спектра в их последовательности (как в радуге), учит получать еветлый оттенок путем прибавления белого цвета. (Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый.)
Составление узоров.
Для занятий рисованием в старшей группе воспитатель подбирает изделия с более сложным узором, чем в средней группе. Дети осваивают способ рисования новых линий — дуга, волнистая линия, учатся применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.
Педагог знакомит детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике. Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одежду, например силуэты платья, лыжного костюма, чашки, кувшина, вазы и др., учит самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.
Передача связного содержания (сюжета).
Задачи сюжетного рисования в старшей группе значительно сложнее, чем в предыдущей. Тематика включает разнообразное содержание: это и явления окружающей действительности, и общественные события, праздники, и мир сказочных образов. Для создания сюжетных рисунков уточняются представления детей о предметах, находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко — далеко, выше — ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд. Дети усваивают обозначение пространственных отношений, передают и определяют их в рисунках, лепке.
Воспитатель учит детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе (обозначающей землю); учит уточнять и использовать в рисунках представление о различии предметов по величине, высоте, ширине; учит передавать изменения положения предмета при движении.
Технические навыки.
В старшей группе впервые вводитсярисование акварельными красками, закрепляютсяспособы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.
Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.