ВВЕДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Тема 11
(60-е ГГ. ХIХ В. - 90-е ГГ. ХХ В.)
Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.
Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии.
Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.
Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сегун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками.
В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения, совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений началось конституционное развитие Японии. Во второй половине 70-х и начале 80-х годов XIX в. развернулось движение "за свободу и народные права" (движение "Минкэн ундо"), в котором участвовали либеральные слои правящих классов и демократические круги японского общества.
В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства"). После революции идет бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохраняются в ее экономике и в начале ХХ века.
1. Государственный и политический строй Японии в период между буржуазной революцией и 2-ой мировой войны
Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.
Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями.
* императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;
* император обладал правом объявлять войну и мир;
* заключать международные договоры;
* вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;
* в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.
* Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.
Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.
Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.
В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором.
Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах.
Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкование конституции.
Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро. В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военщина получила дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.
Судебная реформа
В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Был установлен принцип несменяемости судей. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:
а) руководство предварительным расследованием;
б) поддержание обвинения в суде;
в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами. В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.
Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.
В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.
Политические партии
Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи".
Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики").
Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.
Особенности японского империализма начала ХХ в.
1. Высокая степень концентрации капитала. Крупнейшие концерны, составлявшие 0,5 % всех компаний страны (Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумитомо) владели 55 % капитала всех японских компаний. Но при высокой степени концентрации и централизации капитала сохраняется полуфеодальный строй в сельском хозяйстве и сильные пережитки феодализма в промышленности. Следствием этого была низкая покупательная способность внутреннего рынка.
2. В сельском хозяйстве до аграрной реформы 1954г. крестьяне арендовали землю у помещиков. Эта аренда была сопряжена с повинностями феодального характера.
3. В промышленности система "свободного договора" между предпринимателем и рабочими сосуществовала с типично феодальной покупкой и закрепощением работника. Наряду с крупнейшими монополиями, действовала система мелких, кустарных предприятий с подмастерьями и учениками, не получающими зарплаты.
4. В области государственного управления действовал союз между крупными монополиями и военно-феодальными элементами.
Японский парламент после I-ой мировой войны
Законодательная деятельность парламента в итоге сводится лишь к утверждению законопроектов, предполагаемых правительством. Конституция 1889 г. предусматривало право императора издавать в промежутках между сессиями парламента указы, имеющие силу закона, но с последующим представлением их на утверждение парламента, а парламент мог их отклонить на ближайшей сессии, и тогда они не действовали на ближайшее время. На практике такого рода указы издавались и в период сессии парламента, и вовсе не в экстренных случаях, а отклонялась они парламентом очень редко. Так как императору принадлежало право роспуска парламента, правительство широко пользовалось возможностью откровенного давления на палату представителей.
По конституции нижняя палата избиралась на 4 года, но никогда не доживала до этого срока. Она избиралась на 3 месяца в году. В остальные 9 месяцев правительство имело возможность принять любую меру, в т.ч. и финансовую и осуществить ее до следующей сессии. В других случаях правительство, опираясь на большинство в парламенте, могло провести финансовый законопроект, предусматривающий ассигнования на несколько лет вперед, поставив тем самым все будущие парламенты перед свершившимся фактом. Этими правами правительство пользовалось очень широко.
Избирательная система
По закону 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату парламента предоставлялось лицам мужского пола, не военнослужащим, достигшим 25 лет; уплатившим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет. Высокий имущественный и возрастной ценз отстраняли от участия в выборах подавляющую часть японцев. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1 % населения. В первой половине ХХ в. были проведены две избирательные реформы в целях демократизации избирательной системы.
В 1919г. налоговый ценз был понижен до 3 иен. В результате избирательный корпус увеличился на 2 млн. человек. Закон 1925 г. распространил избирательное право на все мужское население, за исключением глав знатных фамилий, военнослужащих, учащихся, лиц, не имеющих определенного места жительства или проживающих в данном избирательном округе менее года, бедняков или лиц, содержащихся за счет частной или общественной благотворительности. Возрастной ценз оставался на уровне 25 лет.
Закон 1925 г. отменил одночленные избирательные округа. Устанавливалось, что каждый округ посылает в парламент от 3 до 5 депутатов. Кандидат должен был получить не менее 1/4 того числа голосов, которое получается от деления всех поданных голосов на число депутатских мест. Были приняты меры к недопущению в нижнюю палату представителей трудящихся: кандидат в депутаты должен был сделать взнос в 200 иен, который поступал в казну, если этот депутат собирал на выборах меньше определенного числа голосов.
Фашинизация государства
В 1929г. Японию потряс экономический кризис. Ухудшение внутреннего положения в стране привело к активизации военно-фашистских организаций. Наиболее крупной из них был союз "молодого офицерства". В 1932г. "молодое офицерство" организовывает военный мятеж. Правительство пошло навстречу требованиям мятежников: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.
"Новая политическая структура"
В 1940 г. на пост министра - президента был назначен принц Коноэ - сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и крупных монополий. Посты министров путей сообщений, торговли и промышленности, финансов захватили представители концернов Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, объявившие о создании "Новой политической структуры" (НПС).
* Все легальные политические партии были распущены. Взамен создана полуобщественная, полугосударственная организация - "Ассоциация помощи трону" (АПМ), низовые ячейки которой охватили всю страну. АПТ возглавлялась министром - президентом, а в основных своих подразделениях - представителями военной и гражданской бюрократии. В состав АПТ вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов создаются "Общества служения отечеству через производство", возглавляемые назначенными правительством должностными лицами.
* Стачки и забастовки были объявлены государственными преступлениями; на предприятиях введен 13-15 часовой рабочий день; запрещено требовать повышения зарплаты; рассмотрение конфликтов между рабочими и капиталистами перешло в компетенцию арбитражной секции "особой полиции".
* Наиболее важным звеном "Новой политической структуры" стали так называемые "соседские общины". Каждая объединяла 10-12 семей. Соседские общины входили в "ассоциации улицы" или поселка. Через эти органы соседскими общинами руководила Ассоциация помощи трону. Слежка и доносительство были нормами поведения в общинах.
* "Новая политическая структура" была дополнена "Новой экономической структурой", предусматривавшей принудительное объединение предприятий по территориально-отраслевому принципу. Каждое территориально-отраслевое подразделение возглавлялось лицом, назначаемым правительством из представителей крупных монополий. В их ведение передавалось решение всех вопросов производство и сбыта: распределение сырья, энергонасителей, рабочей силы, определение цен, условий труда, зарплаты и т.п.
Вывод: Конституция Японии 1889 г. была составлена по прусскому образцу. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.