Философия древней Индии.
Необходимо выделить основные категории древнеиндийской философской антропологии, к которым относят понятия «карма», «мокша», «сансара» – странствование души, как постоянное переселение ее из одного умершего тела в другое. «Карма» – закон воздаяния - «сансары», соблюдение которого тесно связано с кастовыми представлениями о структуре древнеиндийского общества. «Мокша» – прекращение «сансары», т.е. возрождений души, «избавление», истинное благо, прекращение страданий.
На этапе перехода от мифологии к философии общим основанием мира считался безличный мировой дух Брахман, который совершенен в отличие от несовершенной, хотя и бессмертной души человека (Атман). Слияние души с мировым духом (Атман и Брахман) происходит только на этапе избавления – «мокша». В этой связи необходимо подчеркнуть, что тождество Атмана и Брахмана не позволяет в древнеиндийской философии представить человека как личность. Человек полностью подчинен обществу, поэтому личность в философии Древней Индии выступает как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира.
Анализ древнеиндийской философии предполагает характеристику основных школ: буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта.
Буддизм – это многоуровневое образование, включающее в себя религиозную доктрину, совокупность философских школ, систему религиозной психотехники. К философским и религиозно-доктринальным особенностям буддизма могут быть отнесены: концепция «четырех благородных истин», при осознании которых буддизм обретает истинность для каждого конкретного человека; учение о психике и психическом, основу которого составляет понятие «драхма» («носитель своего признака» или «носитель душевных свойств»). Исходя из этого учения, личность в буддийской философии представлена как комбинация отдельных драхм.