Государство и церковь.
Церковь в рамкахобщественной жизни выступает как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью.
История взаимоотношений государства и церкви позволяет выделить теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.
Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.
В Российской Федерации отношение государства к церкви как элементу неполитического характера закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 14). Церковь формально исключена из политической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фактически является элементом политического общества.