Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В силу п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов также признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
В соответствии с п. 19 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166–ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Следует учитывать, что в силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (в частности, в ст. 24, 26 установлены ограничения).
В постановлении Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений гл. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов» даются разъяснения относительно уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов. В частности, в п. 1 постановления подчеркивается, что от указанного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину, которая взимается на основании ст. 333.33 НК РФ. Кроме того, в соответствие с п. 4 данного постановления, по смыслу ст. 333.2, 333.4 и 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование. Ввиду этого судам необходимо учитывать, что объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.
Последнее разъяснение соответствует характеру рассматриваемого платежа как сбора, который в силу п. 2 ст. 8 НК РФ подлежит уплате при предоставлении права, а не по результатам использования данного права.
Юридически значимым действием, за которое необходимо уплатить сбор, является предоставление права (лицензии) на изъятие объекта водных биологических ресурсов из окружающей природной среды. В НК РФ применяется термин «объект обложения», которому соответствуют определенные объекты водных биологических ресурсов. Соответственно, объекты обложения и ставки сборов предусмотрены в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ (например, в Дальневосточном бассейне: треска – 3000 руб. за тонну, в Северном бассейне: креветка северная – 3000 руб. за тонну, во внутренних водных объектах: судак – 1000 руб. за тонну; гренландский тюлень – 10 руб. за тонну).
В определении КС РФ от 2 октября 2007 г. № 691‑О‑О разъяснено, что возникновение обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связано, прежде всего, с фактом получения (выдачи) лицензии (разрешения), в которой в числе прочего указываются квота добычи (вылова) и район промысла. Это также подтверждается положением ст. 11 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которому одним из оснований возникновения права пользования водными биоресурсами является разрешение на их добычу (вылов).
Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, в которых сбор не уплачивается, либо уплачивается в меньшем размере. Пункт 6 ст. 333.3 НК РФ устанавливает, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в научно–исследовательских и контрольных целях. Согласно п. 7, 9 данной статьи ставки сбора для некоторых организаций и предпринимателей, в т.ч. для рыболовецких артелей (колхозов) устанавливаются в размере 15 % от общеустановленных.
Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения (п. 2 ст. 333.4 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных гл. 25.1 НК РФ, – единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20–го числа. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20–го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
5.6. ВОДНЫЙ НАЛОГ
Водный налог является федеральным прямым налогом, предусмотренным гл. 25.2 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Предшественником данного налога является плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71–ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (утратил силу).
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.), действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395‑1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями данного Водного кодекса; а пользование подземными водными объектами – на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона о недрах. Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.
Водным кодексом Российской Федерации 2006 г. (ВК РФ 2006 г.), вступившим в силу с 1 января 2007 года, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. В соответствии со ст. 9 – 11 ВК РФ 2006 г. право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Соответственно, в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после 1 января 2007 г.
Однако изложенное не означает, что положения гл. 25.2 НК РФ после 1 января 2007 года утратили актуальность.
Во–первых, в силу п. 3 ст. 9 ВК РФ 2006 г. физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, пользование подземными водными объектами продолжает оставаться объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока. Указанная позиция изложена в письме Минфина России от 12 октября 2007 г. № 03‑06‑06‑02/14.
Во–вторых, поскольку до 1 января 2007 года было выдано существенное количество лицензий на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации 1995 г., а сроки действия данных лицензий обычно составляют несколько лет, положения гл. 25.2 НК РФ некоторое время будут актуальны и в этой части.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2012 г. № 13321/11 разъяснено, что гл. 25.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков водного налога признает лиц, осуществляющих только специальное или особое водопользование. Выдача налогоплательщику в 2003 году лицензии на водопользование сама по себе не свидетельствует об осуществлении специального водопользования. Характер водопользования (общее, специальное или особое) подлежал определению исходя из целей и способов осуществления данного пользования. При этом в соответствии со ст. 86 ВК РФ 1995 г. общее водопользование, под которым понималось использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, могло осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании. Кроме того, ВК РФ 1995 г. под особым водопользованием понимал использование находящихся в федеральной собственности водных объектов, предоставленных по решению Правительства РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87). Специальное водопользование определялось ВК РФ 1995 г. (ст. 86) как использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Выданная налогоплательщику лицензия на пользование водными объектами в целях выращивания молодняка птиц не содержит указания об осуществлении водопользования с применением каких–либо сооружений, технических средств и устройств, что не позволяет отнести использование акваторий озер к специальному водопользованию.
Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).
Исходя из ст. 333.10 НК РФ, налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:
– при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
– при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;
– при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
– при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), а также территории, где оно осуществляется.
Примеры налоговых ставок:
– при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго–Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга – 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды; в Восточно–Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал – 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Если же забор воды в данных примерах производится из подземных водных объектов, то ставки налога составят 336 руб. и 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды соответственно. При заборе воды из Балтийского моря ставка налога составит 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м морской воды. Следует учесть, что ставки налога отличаются в зависимости от того, осуществлялся ли забор воды в пределах установленных лимитов (при их превышении применяется пятикратный размер налоговых ставок – п. 2 ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка устанавливается в пониженном размере: 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ);
– при использовании акватории поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, в Волго–Вятском экономическом районе – 29,04 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории;
– при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики в бассейне реки Волга – 9,84 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Северная Двина – 8,76 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Дон – 9,72 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии;
– при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях в бассейне реки Нева – 1656 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.
Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).
Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Срок уплаты водного налога – не позднее 20–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).
Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).
5.7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
Государственная пошлина – федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее государственная пошлина уплачивалась, в том числе на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005‑1 «О государственной пошлине» (ныне утратил силу).
Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В определении КС РФ от 1 марта 2007 г. № 326‑О‑П разъяснено, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах обшей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.
Перечень видов юридически значимых действий, для совершения которых в отношении плательщика необходимо уплатить государственную пошлину, а также размеры государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.33 НК РФ. Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:
– при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;
– при обращении в арбитражные суды;
– при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
– при обращении за совершением нотариальных действий;
– за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
– за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
– за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
– за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
– за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
– за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда было доведено информационное письмо от 25 мая 2005 г. № 91. В частности, в п. 18 письма разъяснено, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена. Кроме того, ряд разъяснений содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации». Так, в п. 4 отмечается, что гл. 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подп. 1 и п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Необходимо учитывать, что в силу ст. 22 – 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462‑1) за совершение нотариальных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. При этом, как разъяснено в постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. № 15‑П, Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.
Ставки государственной пошлины установлены различными способами для разных юридически значимых действий и их особенностей; не исключен дифференцированный подход в зависимости от вида плательщика.
Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме. Так, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными ставка пошлины для физических лиц – 200 руб., для организаций – 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Соответственно, для оспаривания в арбитражном суде решения налогового органа по результатам проверки, независимо от доначисленных в нем сумм, индивидуальный предприниматель должен уплатить 200 руб., организация – 2000 руб. Другой пример – за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных: с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, – 1500 руб.; с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно–строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, – 1000 руб.; с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, – 500 руб.; с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, – 300 руб. (подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Достаточно редко гл. 25.3 НК РФ устанавливается процентная ставка государственной пошлины. Так, за право вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии ставка государственной пошлины установлена как 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Чаще ставка государственной пошлины устанавливается комбинированным способом. Так, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется по правилам сложной регрессии: при цене иска до 100 000 руб. – 4 % цены иска, но не менее 2000 руб.; от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 4000 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 100 000 руб.; от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 7000 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 200 000 руб.; от 1 000 001 руб. до 2 000 000 руб. – 23 000 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 1 000 000 руб.; свыше 2 000 000 руб. – 33 000 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается – в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния (подп. 11 п. 1). Также в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр льгот. Например, в силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Кроме того, в ряде положений НК РФ предусмотрено увеличение (уменьшение) размера государственной пошлины в силу закона. Так, в силу п. 3 ст. 333.34 НК РФ при регистрации средств массовой информации эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз; при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно–просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (п. 3). По общему правилу пошлина уплачивается до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия. Например, при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщики уплачивают государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) – подп. 1 п. 1. В то же время предусмотрены определенные исключения. Так, ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, должны уплатить пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (подп. 2 п. 1).
Поскольку размер государственной пошлины потенциально может быть изменен законодателем, следует учитывать, что исходя из принципа правовой определенности, ее величина подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица за юридически значимыми действиями. Данный вывод подтверждается, в частности, в определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. № 1177‑О‑О.
Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Исходя из определения КС РФ от 13 июня 2006 г. № 274‑О, суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Правила данной статьи являются специальными нормами и имеют определенные отличия от правил, установленных ст. 78, 79 НК РФ. Например, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В то же время, в силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Как это разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 13645/08, из п. 3 ст. 333.40 НК РФ следует, что для возврата государственной пошлины налогоплательщик обязан представить в налоговый орган справку суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, лишь при непредставлении судебного акта о наличии указанных обстоятельств.
Кроме того, особенности правового регулирования возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины состоят в том, что гл. 25.3 НК РФ не предусматривает начисления каких–либо процентов в пользу плательщика (аналогичных с установленными в п. 10 ст. 78 и в п. 5 ст. 79 НК РФ). Указанное правовое регулирование является «симметричным»: пени за несвоевременную уплату государственной пошлины (например, в случае предоставления отсрочки) не начисляются в связи с отсутствием срока уплаты, установленного в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 75 НК РФ); в соответствии с п. 2 ст. 333.41 НК РФ на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты также не начисляются.
5.8. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником данного налога являются отчисления на воспроизводство минерально–сырьевой базы, которые уплачивались на основании Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон о недрах) и Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 224–ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально–сырьевой базы» (утратил силу).
Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом ст. 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В силу ст. 9 данного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Как следует из п. 7 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:
1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.
Специальные определения даны в п. 2 ст. 337 НК РФ. Видами добытого полезного ископаемого являются в том числе: горючие сланцы; уголь (в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 486), торф; углеводородное сырье; товарные руды; неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии.
В п. 2 ст. 336 НК РФ приведен перечень видов добытых (извлеченных) полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ, в том числе: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.
Налоговая база по НДПИ, согласно п. 2 ст. 338 НК РФ, в зависимости от вида полезного ископаемого определяется двумя способами, а именно как:
– стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ;
– количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ.
Ряд разъяснений содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости». В частности, в п. 4 данного постановлении Пленума отмечается, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого исчисляется с учетом расходов налогоплательщика, произведенных им в налоговом периоде (п. 4 ст. 340 НК РФ). В постановлениях Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 и от 8 ноября 2011 г. № 5292/11 на этот счет дано следующее разъяснение: расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций; при исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные НК РФ, напротив, формируют налоговую базу названного налога. Особый интерес представляет то, что в соответствии с определениями КС РФ от 1 октября 2009 г. № 1269‑О‑О и № 1268‑О‑О, от 1 декабря 2009 г. № 1484‑О‑О в данные расходы включаются и суммы НДПИ, ранее уплаченного налогоплательщиком. В некоторой степени имеет место «налог на налог». С другой стороны, и в плане исчисления таких налогов, как НДС и акциз, технология «налог на налог» существует уже длительное время. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров).
СтавкиНДПИ предусмотрены в ст. 342 НК РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого. В качестве примеров можно привести:
– 0 % (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.;
– от 3,8 % до 8 % для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
– 470 руб. (начиная с 1 января 2013 г.) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с п. 3, 4 и 5 ст. 342 НК РФ;
– 582 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно), за 1000 куб. м газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;
– 47 руб. за 1 тонну добытого антрацита. При этом налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты–дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов–дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).
Исчисляется НДПИ только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, 343 НК РФ).
Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).
Срок уплаты НДПИ – не позднее 25–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).
Налоговая декларация по НДПИ должна быть представлена не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ).
Глава 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
6.1. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Транспортный налог является региональным прямым налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» (утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 141–ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» (утратил силу).
Региональные органы власти при введении налога в соответствии со ст. 356 НК РФ обязаны определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки его уплаты. Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков – организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ), могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ), а также могут предусмотреть региональные налоговые льготы (ст. 356 НК РФ).
Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К примеру, на территории Нижегородской области действует областной закон от 28 ноября 2002 г. № 71–З «О транспортном налоге».
Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.
В частности, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
– подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – тракторов, самоходных дорожно–строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, – транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При этом, исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12223/10, факт регистрации транспортного средства является принципиальным (и, по всей видимости, определяющим) для вывода о том, что у владельца имеется обязанность по уплате транспортного налога. Возможно, позиция ВАС РФ является следствием определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1267‑О‑О: федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в гл. 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Но в таком случае экономическим основанием поимущественного налога (п. 3 ст. 3 НК РФ) является не факт владения имуществом, а факт его регистрации в государственном органе. Данный подход является исключительно формальным и не исключающим истребования транспортного налога и в том случае, если транспортное средство вообще отсутствует (хотя и продолжает быть зарегистрированным на владельца). Кроме того, очевидно, что регистрация транспортного средства (как, впрочем, и любая иная публичная регистрация имущества) сама по себе не имеет никакого экономического основания. По аналогии можно привести определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 154‑О: государственная регистрация прав на недвижимое имущество не затрагивает самого содержания указанного гражданского права. В иных актах КС РФ (постановление от 12 мая 2011 г. № 7‑П, определения от 7 декабря 2006 г. № 544‑О, от 1 октября 2008 г. № 670‑О‑О, от 26 января 2010 г. № 124‑О‑О) разъяснено, что государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.
По мнению О.Р. Михайловой, и с точки зрения теории налогов, и с точки зрения гражданского права, взимание транспортного налога при физическом отсутствии транспортного средства невозможно[692]. Тем не менее, в настоящее время в качестве объекта транспортного налога, по мнению ВАС РФ, имеет место высоковероятная неопровержимая презумпция – факт регистрации транспортного средства означает и факт физического наличия этого транспортного средства у налогоплательщика.
Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).
Налоговая базав соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).
Предельные налоговые ставки (подлежащие конкретизации на региональном уровне) предусмотрены в ст. 361 НК РФ. Так, в зависимости от мощности двигателя (в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя) для легковых автомобилей они установлены от 25 руб. до 150 руб.; для грузовых автомобилей – от 25 руб. до 85 руб.; для мотоциклов и мотороллеров – от 10 руб. до 50 руб. Для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, предусмотрена предельная ставка 200 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости. Кроме того, для регионального законодателя предусмотрены не только максимальные, но и минимальные ставки данного налога.
Соответственно, в ст. 6 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» установлены конкретные ставки налога. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 45 л.с. до 100 л.с. ставка составляет 22,5 руб. на одну лошадиную силу.
Определенную проблему может представлять отнесение транспортного средства к одной из групп, выделенных в ст. 361 НК РФ; при том, что от решения данного вопроса зависит размер налоговой ставки и, соответственно, налога. В частности, является актуальным вопрос отнесения некоторых автомобилей к грузовым (к легковым, к автобусам). Категории транспортных средств (A, B, C, D, прицеп), указанные в регистрационных документах, не всегда позволяют однозначно ответить на этот вопрос. Данные категории соответствуют классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938–VIII. Так, в п. 5 Приложения 6 к данной Конвенции установлено, что категориями транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано удостоверение, являются следующие:
– A. мотоциклы;
– B. автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
– C. автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
– D. автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
– E. составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Интересно то, что для грузового автомобиля при определенной мощности двигателя ставка транспортного налога может быть меньше, чем для легкового автомобиля с такой же мощностью двигателя. По этой причине некоторые владельцы мощных автомобилей категории «В» типа «пикап» стремятся убедить налоговый орган в том, что их автомобиль является грузовым.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. № 5336/07 рассматривался вопрос налогообложения автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.п.). Налогоплательщик настаивал на их отнесении к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», а налоговый орган – к категории «грузовые автомобили». Суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено, и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в пункте 1 ст. 361 НК РФ. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории «С». Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории «грузовые автомобили».
Предлагается и общий вариант решения указанной проблемы: применительно к ст. 361 НК РФ автомобиль может быть грузовым, легковым, либо автобусом. При определении типа транспортного средства необходимо руководствоваться паспортом транспортного средства. Если указанный документ не позволяет однозначно определить, к какой из категорий следует относить конкретный автомобиль, то исходя из п. 7 ст. 3 НК РФ следует применять наименьшую ставку из возможных[693].
Кроме того, в определении КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451‑О суд сделал вывод о том, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. На основании данного подхода, в постановлении ФАС ВВО от 27 апреля 2007 г. № А43‑9831/2006‑31‑274 сделан вывод, что автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, не являются транспортными средствами по цели использования и не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
Исчисляетсятранспортный налог (п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):
– налогоплательщиками–организациями: самостоятельно;
– налоговыми органами: для налогоплательщиков – физических лиц на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (в том числе ГИБДД).
Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению транспортных средствах и об их владельцах, п. 5 ст. 362 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).
К примеру, в ст. 5 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» для налогоплательщиков – организаций установлены отчетные периоды.
Срок уплатытранспортного налога установлен в ст. 9 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге»:
1) для организаций: уплата авансовых платежей по налогу производится в следующие сроки: а) за первый квартал – 30 апреля текущего налогового периода; б) за второй квартал – 31 июля текущего налогового периода; в) за третий квартал – 31 октября текущего налогового периода; по итогам налогового периода – 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2) для физических лиц: по итогам налогового периода – 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по транспортному налогу представляется только организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).
Статья 7 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» предусматривает ряд региональных налоговых льгот. В том числе для пенсионеров – владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно – ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 %. Данная льгота распространяется на одно транспортное средство по заявлению налогоплательщика.
6.2. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
Налог на игорный бизнес является региональным прямым налогом, предусмотренным гл. 29 НК РФ, действующей с 1 января 2004 г. Налог на игорный бизнес ранее уплачивался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 142–ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (утратил силу).
Региональные органы власти при регламентации налога на игорный бизнес в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ могут определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ. Кроме того, если региональный закон вообще не принят, то применяются специально установленные федеральные ставки (п. 2 ст. 369 НК РФ). Соответственно, нет оснований говорить, что региональные органы власти вводят данный налог – он будет взиматься вне зависимости от их воли.
Иные элементы данного налога, в том числе объект, база, период, сроки уплаты, регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Указанные особенности правового регулирования позволяют утверждать, что налог на игорный бизнес является региональным с достаточной степенью условности (он является скорее федеральным налогом).
На территории Нижегородской области действует Закон Нижегородской области от 30 сентября 2009 г. № 194–З «О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области».
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244–ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. вне специально созданных игорных зон (на территории Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края) возможно проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. По этой причине в Законе Нижегородской области «О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области» ставки установлены только для букмекерских контор и тотализаторов, в противном случае налогами облагалась бы незаконная деятельность. При этом, осуществление запрещенной деятельности в сфере игорного бизнеса (например – с использованием игровых автоматов вне зон) наказуемо по ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ). Отсутствие среди налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей следует из ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244–ФЗ «О государственном регулировании…»: организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Соответственно, в ст. 364 НК РФ даны специальные определения, в том числе:
– игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;
– игровое поле – специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.
Ряд определений, подлежащих субсидиарному применению для целей гл. 29 НК РФ в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, дан в ст. 4 упомянутого Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244–ФЗ «О государственном регулировании…». В их числе можно отметить следующие:
– азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
– пари – азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
– букмекерская контора – игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
– тотализатор – игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;
– касса букмекерской конторы – часть пункта приема ставок букмекерской конторы, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, выплачивает выигрыши;
– касса тотализатора – часть пункта приема ставок тотализатора, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, выплачивает выигрыши;
– процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы;
– процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора;
– пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы;
– пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
Объектами налогообложения согласно п. 1 ст. 366 НК РФ являются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) процессинговый центр тотализатора;
4) процессинговый центр букмекерской конторы;
5) пункт приема ставок тотализатора;
6) пункт приема ставок букмекерской конторы.
НК РФ в п. 2 ст. 366 предусматривает обязательную инициативную регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и постановку на учет самих налогоплательщиков в налоговом органе по месту установки (нахождения) объектов. Санкции за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса установлены в ст. 129.2 НК РФ.
С научной точки зрения объект обложения данным налогом можно определить, как отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса с использованием игровых столов, игровых автоматов, тотализаторов, букмекерских контор.
Следует отметить, что налог на игорный бизнес имеет определенное сходство с ЕНВД и с патентной системой налогообложения (с 1 января 2013 г.). Все налоги данной группы изначально ориентированы на налогообложение презюмируемого результата деятельности – дохода, исчисленного на основании внешних характеристик деятельности. В ЕНВД это – «вмененный доход» (ст. 346.27 НК РФ), в патентной системе налогообложения – «потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя» (ст. 346.47 НК РФ). В нормах НК РФ, регламентирующих уплату налога на игорный бизнес, ни о каком презюмируемом доходе не говорится, законодатель сразу указывает сумму налога. Но презюмируемый доход в налоге на игорный бизнес, очевидно, существует в силу п. 3 ст. 3 НК РФ: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; а данный налог не является ни поимущественным, ни косвенным, ни ресурсным, ни «зарплатным», вследствие чего им может облагаться только доход, пусть даже презюмируемый.
В связи с этим не совсем ясна позиция КС РФ, выраженная в определении от 2 апреля 2009 г. № 478‑О‑О: положения ст. 366 и 367 НК РФ позволяют сделать вывод, что налог на игорный бизнес также имеет самостоятельный, отличный от других, объект налогообложения – игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы, и четко определенную налоговую базу, которая не может совпадать ни с налоговой базой по налогу на доходы физических лиц, ни с налоговой базой по ЕСН, поскольку этим налогом облагаются не доходы налогоплательщика от игорной деятельности, а его имущество. Исходя из такой позиции КС РФ можно прийти к парадоксальным выводам: если налог на игорный бизнес является поимущественным; то налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие розничную торговлю через киоски, уплачивают данный налог в связи с владением киоском, а не в связи с ведением в нем розничной торговли и т.д.
Налоговая база (ст. 367 НК РФ) предусмотрена как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Предельные ставки налога установлены в пункте 1 ст. 369 НК РФ:
– за один игровой стол – от 25 000 до 125 000 руб.;
– за один игровой автомат – от 1500 до 7500 руб.;
– за один процессинговый центр тотализатора – от 25 000 до 125 000 руб.;
– за один процессинговый центр букмекерской конторы – от 25 000 до 125 000 руб.;
– за один пункт приема ставок тотализатора – от 5000 до 7000 руб.;
– за один пункт приема ставок букмекерской конторы – от 5000 до 7000 руб.
К примеру, Закон Нижегородской области «О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области» предусматривает конкретные ставки налога на максимально возможном уровне:
– за один процессинговый центр тотализатора – 125 000 руб.;
– за один процессинговый центр букмекерской конторы – 125 000 руб.;
– за один пункт приема ставок тотализатора – 7000 руб.;
– за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 7000 руб.
Исчисляется налог на игорный бизнес только налогоплательщиками (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 370 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на и