Кораблевождение при артиллерийской стрельбе по невидимой береговой цели без использования ВТН

При ведении боевых действий могут возникнуть такие ситуа­ции, которые не позволят использование ВТН. В этом случае по­грешности в месте корабля полностью войдут в углы наведения орудий и снизят успешность стрельбы. Чтобы этого не произошло в процессе подготовки и выполнения стрельбы проводят ряд меро­приятий.

При составлении проекта боевого маневрирования на линии выбранного боевого курса намечают 2-3 исходные точки, пеленг и дистанцию стрельбы для которых рассчитывают наиболее точным способом. Затем выбранные точки 1, 2и 3 (рис.3) со­единяют с точкой прицеливания линиями, которые будут являться начальными пеленгами стрельбы. На линии пеленгов в обе стороны от выбранных точек наносят сетку шкалы в артиллерийских ка­бельтовых, по которой снимают поправки дистанций ΔD на случай вывода корабля не точно в исходную точку, а лишь на линию пеленга.


 

Рис.3 Схема навигационного обеспечения стрельбы

корабельной артиллерии по невидимой береговой цели

без использованием ВТН.

 

При артиллерийской стрельбе командир БЧ-1 выводит корабль в заданную точку или заданный пеленг. Выводя корабль в задан­ную точку при стрельбе с ЦАС, командир БЧ-1 по частым опре­делениям места контролирует правильность и точность выхода корабля на боевой курс и определяет его скорость на боевом курсе. За 10-15 мин до прихода в точку начала стрельбы рас­считывает время, дальность и пеленг на цель и эти данные пере­даёт управляющему огнем для установки на ЦАС. Затем эти дан­ные уточняют. За 5-7 с (в зависимости от времени прохождения команд) до прихода в точку начала стрельбы по команде коман­дира БЧ-1 ЦАС переводят в режим работы «Полный автомат», который и начинает вырабатывать углы наведения. В момент каждого залпа определяют место корабля, снимают пеленг и ди­станцию до цели, которые сравнивают с показаниями ЦАС. При расхождениях в дальности более 0,5 каб и в пеленге более 2 т. д. вычисляют поправки к показаниям ЦАС и передают их в цент­ральный артиллерийский пост.

Корабль на заданный пеленг начала стрельбы выводят следую­щим образом.

После определения скорости корабля на боевом курсе по об­сервациям 1, 2 и 3(рис.4)определяют путь корабля, который проводят до пересечения с пеленгом начала стрельбы.


 

Рис.4 Схема вывода корабля на исходный пеленг стрельбы.

 

После этого получают несколько контрольных мест, которые должны распола­гаться на пути корабля. В момент последнего определения кон­трольного места (точка 4) запускают секундомер, снимают с кар­ты расстояние S от последнего контрольного места до точки пе­ресечения пути с линией пеленга начала стрельбы и вычисляют момент прихода корабля на пеленг стрельбы. Поправку дальности ΔD снимают с карты и передают управляющему огнем для коррек­туры данных ЦАС. С приходом в точку начала стрельбы по коман­де командира БЧ-1 ЦАС переводят в режим работы «Полный ав­томат».

Эффективность навигационно-гидрографического обеспечения артиллерийской стрельбы по береговым целям без использования ВТН полностью зависит от точности места и курсоуказания стре­ляющего корабля. Требования к точности места и курсоуказания определены ст. 60 Правил гидрографической службы ПГС № 38 и ПАС № В-5и составляют следующие значения:

- по направлению пеленга стрельбы - одно срединное отклонение по дальности Вд;

- по перпендикуляру к направлению пеленга стрельбы - од­но срединное боковое отклонение Вб , а при малом его значении - четыре тысячных дистанции (4 т. д.).

Значения срединных отклонений Вд и Вб выбирают из Основ­ных таблиц стрельбы, издаваемых на каждый тип артустановки. Аргументом для входа в таблицу служит дальность стрельбы.

Например, для эффективного НГО артиллерийской стрельбы по невидимым береговым целям без ВТН допустимые погрешности места и курсоуказания приведены в табл.1.


Таблица 1

 

Определив Мд, выбирают такие технические средства и спосо­бы обсерваций, которые бы обеспечивали допустимую точность. Наиболее целесообразным в данных условиях является использо­вание радионавигационных систем высокой точности, которые обеспечивают не только высокую точность, но и возможности стрельбы в условиях ограниченной видимости или ночью.

Ориентирование плоскости стрельбы при применении артилле­рийского оружия осуществляется с помощью гироазимутгоризонта, который устанавливается в плоскости истинного меридиана по гирокомпасу при следовании корабля на прямом курсе. Непосред­ственно перед стрельбой на боевом курсе определяют поправку курсоуказания, выработанную гироазимутгоризонтом, путём неод­нократного сравнения измеренного АРЛС и выработанного ЦАС автоматного пеленгов на выбранный ориентир и истинного на­правления на этот ориентир, снятого с карты.

Для повышения успешности стрельбы по ненаблюдаемой цели производят пристрелку репера, после накрытия которого огонь переносят на цель. Перенос огня допускается по дальности до ± 20 каб и по направлению до ± 20°.