Характеристика внебюджетных фондов
Характеристику внебюджетных фондов приведем на примере Фондов обязательного медицинского страхования.
Для решения задач по медицинскому страхованию в РФ созданы Федеральный ФОМС и территориальные ФОМС как самостоятельные некоммерческие финансовые учреждения. ФОМС представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на ОМС, финансирование государственной системы ОМС.
В настоящее время перед отраслью, выполняющей важную социальную миссию, стоит задача соблюдение минимальных государственных гарантий медицинского обслуживания, пока остается необходимость в перераспределении ресурсов между регионами на уровне федерального центра.
В целях сохранения и развития отрасли медицинского страхования в национальном масштабе функции стратегического и политического центра в отношении человеческих ресурсов в отрасли были возложены на ее центральный аппарат - Федеральный ФОМС.
Федеральный ФОМС реализует государственную политику в области ОМС граждан как составной части государственного социального страхования.
Федеральный ФОМС реализует государственную политику в области ОМС граждан как составной части государственного социального страховании; является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Деятельность Федерального ФОМС подотчетна Правительству РФ.
Задачами Федерального ФОМС являются:
— финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
— обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Для выполнения основных задач Федерального ФОМС:
— осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы ОМС;
— разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на ОМС;
— осуществляет в соответствии с установленным порядком накопления финансовых средств Федерального фонда;
— выделяет в установленном порядке средства территориальным ФОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС;
— осуществляет совместно с территориальными ФОМС и органами Государственной налоговой службы РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС;
— осуществляет совместно с территориальными ФОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
— осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС;
— вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам ОМС;
— участвует в разработке базовой программы ОМС граждан;
— осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представляет соответствующие материалы в Правительство РФ;
— ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
Образование финансовых средств Федерального фонда происходит за счет:
— части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
— ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС;
— взносов юридических, физических лиц;
— доходов от использования свободных финансовых средств;
— нормированного страхового запаса;
— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах, могут использоваться для приобретения государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.
Федеральный фонд может осуществлять приносящую прибыль деятельность. Полученная от такой деятельности прибыль, а также прибыль от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этой прибыли имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Управление финансовыми средствами в системе ОМС отличается от аналогичной деятельности других внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ) и носит децентрализованный характер.
Задачи территориальных ФОМС сходны с задачами Федерального фонда и включают:
— обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
— обеспечение всеобщности ОМС граждан;
— достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
— обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.
Для выполнения этих задач территориальный ФОМС наделен рядом функций, наиболее значимые из которых следующие:
— аккумулирование финансовых средств на ОМС;
— осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, заключившими договоры ОМС;
— осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
— разработка территориальных правил ОМС;
— выравнивание финансовых ресурсов городов, направляемых для проведения ОМС;
— согласование совместно с органами государственного управления, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификации стоимости медицинской помощи и территориальной программы ОMC;
— контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС.
Как видим, территориальным ФОМС предписана совершенно особая роль по разработке территориальных программ, правил ОМС, а также в формировании тарифной политики в конкретном субъекте РФ. Территориальные ФОМС, как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, подотчетны органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Страхователи в системе ОМС различаются в зависимости от статуса застрахованных граждан работающих и неработающих. Страхователем неработающих граждан выступают органы исполнительной власти субъектов РФ и администрации местных образований. Страхователем работающих граждан выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и другие лица, - самостоятельно обеспечивающие себя работой. Страхователь является стороной договора ОМС со страховой медицинской организацией, заключаемого в пользу застрахованных граждан. Страхователю предоставляется право свободного выбора в отношении медицинской организации, участвующей в системе ОМС. При этом страхователь по закону обязан заключать договор ОМС в пользу работника сразу после заключения трудового договора. Органы исполнительной власти субъектов РФ и администрации местных образований обязаны заключать договоры ОМС в отношении неработающих граждан, постоянно проживающих на подведомственной им территории.
Страховые медицинские организации, как субъекты системы ОМС, имеют основной целью осуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС. Страховыми медицинскими организациями могут быть юридические лица любой формы собственности, обладающие необходимым уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях. Свою деятельность эти организации осуществляют на некоммерческой основе; они вправе осуществлять одновременно обязательное и добровольное медицинское страхование, но не могут осуществлять другие виды страховой деятельности. Эти организации не входят в систему здравоохранения; органы здравоохранения и фонды ОМС не могут быть их учредителями.
Страховая медицинская организация выступает стороной во всех видах договоров по обязательному медицинскому страхованию:
—договор на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС, заключаемый с медицинскими учреждениями;
—договор ОМС работающего и неработающего населения, заключаемый со страхователем;
—договор о финансировании ОМС, заключаемый с территориальным ФОМС.
Страховая медицинская организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора. За необоснованный отказ в заключении договора такая организация может быть лишена лицензии по суду.
Средства ОМС поступают в страховые медицинские организации из территориального ФОМС в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами и используются ими на:
— оплату медицинской помощи медицинским учреждениям;
— формирование резервов;
— оплату расходов по ведению дела по ОМС.
Медицинские учреждения в системе ОМС - это имеющие лицензию лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность индивидуально либо коллективно. Медицинские учреждения также являются стороной договора по ОМС, предоставляя медицинскую помощь застрахованным за оплату по согласованным тарифам. Медицинские учреждения, участвующие в системе ОМС, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне программ ОМС.