В. Духовно-нравственные качества социального работника
Личностные характеристики социального работника рассматриваются большинством исследователей как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области и как готовность к такого рода деятельности.
Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают:
- Гуманистический потенциал, т.е.ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в работу.
- «Я-концепция» и «Я-образ»,предполагающие положительное отношение,высокую положительную самооценку, позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по межличностному взаимодействию.
- Степень адаптированности,т.е. степень овладения социальными и межличностными отношениями, которая проявляется через открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение и не идти на поводу у партнера.
- Способность формировать адекватную жизненную позицию,это уверенность в себе, отзывчивость на нужды клиента, стремление поддерживать позитивные отношения с окружающими. Такой позицией будет: «Я в порядке – Вы в порядке».
- Особенности эмоциональной сферы, это:
- легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, экстравертность;
- эмоциональная устойчивость, как основа саморегуляции и залог устойчивости к стрессогенным факторам;
- оптимальный уровень тревожности и отсутствие ее как черты личности;
- неагрессивное поведение в конфликтных ситуациях;
- преобладание положительных эмоций, эмоциональный комфорт;
- эмпатийность – способность к сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки другому человеку.
Личностные качества социального работника условно можно разделить на три группы:
- психофизиологические характеристики, это психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), психические состояния (апатия, тревожность, стресс, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (настойчивость, сдержанность, импульсивность).
- психологические качества: самоконтроль, самооценка, самокритичность, самовнушаемость.
- психолого-педагогические качества: коммуникабельность, эмпатийность, красноречие.
Основные качества специалиста:честность, совесть, объективность, тактичность, внимательность, наблюдательность, терпимость, выдержка, самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватная самооценка, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, гуманизм (формула = разум + умения + сострадание), творческое мышление.
Также выделяют качества, неприемлемые для социальных работников:
- личностные особенности: нервозность, корысть, нечестность, высокомерие, черствость, равнодушие, зависть, агрессивность;
- навыки общения: грубость, дерзость, неуважение к людям, брезгливость, злость, авторитарность;
- отношение к работе: безразличие, безответственность, недобросовестность, легкомыслие, несобранность, необязательность, нежелание помочь, меркантильность.
Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека могут мешать социальной работе: недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость.
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ