В. Частная благотворительность.
На Руси широко были распространены традиции частной благотворительности, оказываемые вне зависимости от социального и экономического положения человека. В числе тех, кто оказывал помощь были и купцы, и крестьяне, и представители духовенства. Они кормили нищих, давали им деньги, продукты, вещи, усыновляли осиротевших детей и т.д., а так же могли предоставить им временный приют.
Традиции христианской этики благотворительности поддерживали лучшие представители духовенства.
Преподобный Сергий Радонежский в своих заветах говорил, что нужно не только помогать нуждающимся, подавая им милостыню, но их нужно любить христьянской любовью, как братьев своих, исполняя свой долг из любви к ближнему.
Преподобный Иосиф Волоцкий не только помогал сам нуждающимся, но и призывал к милосердию князей и бояр. Он убеждал их оказывать крестьянам помощь, поясняя, что обнищавший пахарь не сможет платить дань и кормить свою семью. При этом не забывал напоминать, что немилосердным грозит Страшный суд.
Старец Серафим Саровский призывал делать добро, считая это важнейшим средством достижения цели истинного христианина – обретения Царствия Небесного, так как делая бескорыстно другому человеку добро, он достигает блага своей души. В основе христианской этики лежит духовное совершенствование самого себя и мира вокруг себя, что может быть достигнуто не только молитвами и выполнением обрядов, но и в первую очередь добротой, милосердием, честностью, добросовестным трудом.
Феофан Затворник рассматривал сущность духовной жизни, где заострял внимание на необходимости заботиться о своей душе, о мире и гармонии в ней, а так же о том, что в связи с заботой о собственной душе помогать ближнему.
Таким образом, целью православной религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, совестливого, скромного, уважающего людей и верующего в возможность совершенствования своей души, мира и людей. Тем самым богатый полезен бедному тем, что дает ему возможность выжить, а бедный полезен богатому тем, что дает ему возможность проявить щедрость души и совершить благой поступок, без которого невозможно обрести рай.
В годы реформ Петра 1 выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, где подчеркивается необходимость проявлять сочувствие к человеку, попавшему в беду, вне зависимости от его происхождения, цвета кожи, сословия. Этика помощи нуждающимся находит своё дальнейшее развитие в работах русских философов.
В своих трудах П.Я.Чаадаев писал: «прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье… Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным – вот истинное блаженство. Поступайте с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами». По мнению П.Я.Чаадаева, человек, заботящийся только о собственном благополучии, не оказывающий помощи и поддержки своему ближнему – мертв - мертва его душа.
Н.Г.Чернышевский считает стремление человека к нравственному совершенствованию наиболее долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе. Он считает, что делать добро окружающим, помогать людям – это согласуется со здравым смыслом и отвечает естественным потребностям человека.
В.С. Соловьев считает, что человек изначально греховный, однако, по его убеждению, обращаясь к Богу, он может преодолеть греховность своей натуры. По мнению В.С.Соловьева вера в Бога – это и есть вера в добро, справедливость, которого не дает ни природа, ни разум.